logo
уроки матем

Образец самоанализа урока математики

Тема урока: Слагаемое, сумма.

Цель урока: установить взаимосвязь между компонентами при сложении: слагаемыми и суммой; между частью и целым;

Исходя из цели, мной были определены задачи:

1. Образовательные:

  1. Развивающие:

  1. Воспитательные:

В данном классе дети занимаются по учебнику Демидова, Козлова, Тонких «Математика» (1 класс). При подготовке урока мною были учтены рекомендации, полученные на консультации у учителя и методиста. При разработке содержания урока я использовала содержание учебника и дополнительной литературы (Маршак «Веселый счет»).

Вся работа на уроке была организована по заранее составленному плану, который соответствует структуре урока изучения нового материала и первичного закрепления знаний:

        1. Организационный момент.

        2. Повторение материала, необходимого для усвоения новых математических знаний.

        3. Изучение нового материала.

        4. Первичное закрепление нового материала.

        5. Подведение итогов, домашнее задание.

От плана не отступала, но на уроке была всего одна физкультминутка (а их в 1 классе на уроке должно быть 2).

Содержание урока способствовало реализации предварительно поставленных задач:

К сожалению, при подготовке к уроку я не учла особенности внимания и восприятия первоклассников. Поэтому на уроке я не смогла установить дисциплину. Готовясь к уроку, я решила включить сказочного персонажа – королеву Юлиану, которая бы радовалась активности, внимательности, дисциплинированности детей, благодарила их за это, но, к сожалению, в ходе урока практически некого было похвалить. Дети на уроке были через-чур активны, возбуждены, один ученик постоянно отвлекал других, привлекая всеми способами внимание к себе. Я не знала как выйти из сложившейся ситуации. Я требовала от детей внимания и тишины, но не доводила педагогическое требование до конца, т.к. считала, что если ждать тишины, то ничего не успею сделать из того, что запланировано. Но в этом большая ошибка, ведь, как известно, выполнить план – не главное, главное – как его выполнить, организовать процесс усвоения детьми знаний. А раз была плохо организована дисциплина, значит и среда усвоения знаний была неблагоприятной, поэтому, по-моему мнению, в ходе урока я не добилась поставленной цели. Об этом можно судить и на основе подведенного итога. Я задавала вопросы по изученной теме, но четких ответов на них не услышала, т.е. дети не усвоили материал.

Расстроившись из–за плохой дисциплины на уроке, я недостаточно хорошо объясняла материал детям. В ходе урока я замечала свои речевые ошибки, недочеты и пыталась сразу их исправить. Недостаточно хорошо разграничила понятия «слагаемое» и «сумма», «часть» и «целое». Не точно формулировала вопросы.

Таким образом, я считаю, что урок не достиг поставленной цели, хотя и некоторые задачи в ходе урока решались. Вообще, материал был рассмотрен недостаточно глубоко, и я понимаю, что нельзя идти вперед, изучать новое, когда старое еще плохо усвоено. А на моем уроке было именно так, раз дети плохо осознали понятия «слагаемое» и «сумма», «часть» и «целое», значит, необходимо было добиваться их понимания, а не торопиться выполнить свой план.

Этот урок останется в моей памяти на всю жизнь. Я рада, что мне довелось такое испытать именно на практике.

Схема анализа урока математики

  1. Какова тема (математическое содержание) и цель (методическая задача) урока?

  2. Укажите тип и структуру урока: четкость всей структуры урока, законченность ее этапов, логическая связь.

  3. Соответствует ли логика построения урока его цели? (Определите цель каждого задания и логику их последовательности).

  4. Какова внутренняя структура урока?

  5. Как введено «новое» знание и как обеспечивалось усвоение? Соответствует ли содержание программным требованиям, методике изучения и уровню знаний учащихся.

  6. Какие дополнительные задачи были реализованы на уроке?

  7. Как урок спланирован и выдержан по времени? Целесообразно ли распределены виды деятельности учащихся? Учтены ли требования к охране здоровья младших школьников?

  8. Какие задания преобладали: тренировочные, репродуктивные, частично-поисковые или творческие?

  9. На каких этапах урока учитывались индивидуальные особенности детей? Была ли организована индивидуальная работа?

  10. Какие формы и средства организации учебной деятельности использованы учителем? (Сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной формы; если есть наглядность, то ее эстетическое оформление и эффективность).

  11. Грамотно ли учитель использовал математическую терминологию, насколько точно ставил вопросы? Как реагировал на ответы детей?

  12. Оцените умение учителя общаться, обеспечивая желаемую атмосферу, умение контролировать и корректировать ход урока с учетом «обратной связи».

  13. Какие моменты урока показались особенно удачными? Какие – не совсем удачными?

  14. Как оценивалась деятельность учащихся на уроке, на что обращалось внимание?

  15. Возникли ли трудности и как они преодолевались?

  16. Сохранен ли интерес и внимание учащихся к деятельности в течение всего урока?

  17. Какова активность и самостоятельность учащихся в решении поставленных задач на уроке?

  18. Как было определено домашнее задание? (Его объем, посильность, наличие и характер инструктаж

  19. Удалось ли выполнить намеченные задачи? Каков итог урока?

  20. Оцените характер деятельности учителя: уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи, мышления; речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися. Какие рекомендации можно дать учителю по улучшению методики проведения уроков в будущем?