Этапы планирования урока и подготовки к нему студента
Подготовка к уроку - такой же важный этап, как и проведение урока. Успех пробных уроков, а, следовательно, формирование у практикантов профессиональных умений и навыков зависит, прежде всего, от своевременной и полноценной подготовки к урокам. В подготовке к урокам все должно быть тщательно продумано, предусмотрено и хорошо оформлено.
Тему пробного урока с точным указанием его основной дидактической цели /чему надо научить детей и т. п./ практикант должен получить у учителя школы не позднее, чем за неделю до проведения урока.
Восстановить в памяти материал учебных дисциплин «Теоретические основы математики» и «Методики преподавания начального курса математики», выделить опорные знания, умения и навыки по данной теме.
Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе математики. Каждый урок является не только основной составной частью образовательного процесса как системы, но и сам может быть рассмотрен как самостоятельная система. Вершиной всякой системы, ее первым системообразующим фактором является цель, которая должна отвечать ряду необходимых условий. Цель должна быть реальной, достижимой, но не легкой. Она должна быть конкретной и четко изложенной. Всякая цель как планируемый, ожидаемый результат деятельности должна быть легко диагностируемой. Главная дидактическая цель может отражать примерно следующее:
какое понятие, правило, закон должны усвоить и на каком уровне учащиеся;
как будет раскрыто содержание определенного понятия и его основных признаков;
что учащиеся должны будут научиться находить, определять, вычислять, измерять, изготовлять…
какие выводы должны будут научиться делать учащиеся.
Главная дидактическая цель урока характеризует его конечный результат, т.е., что и в какой степени должно измениться в области знаний и умений у учащихся, а также в совершенствовании, развитии и закреплении у них определенных навыков.
Определение познавательно-воспитательно-развивающие задачи урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. Для достижения главной дидактической цели урока практикант решает целый комплекс задач обучения, воспитания, развития.
Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические, познакомиться с их содержанием.
Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя по программе к данному уроку.
Отобрать оптимальное содержание материала урока, расчленить его на ряд опорных знаний, дидактически обработать.
Выделить главный материал, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
Определить тип и наиболее целесообразные методы и приемы обучения на нем, разработать структуру урока.
Установить связи с другими предметами при изучении нового материала и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
Планировать все действия учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
Подобрать дидактические средства урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
Проверить оборудование и технические средства обучения.
Спланировать записи и зарисовки на доске учителем для выполнения аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
Спланировать самостоятельную работу учащихся на уроке и определить ее объем, формы и ее направленность на развитие их самостоятельности.
Разработать приемы закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемы обобщения и систематизации знаний.
Составить список учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.
Продумать приемы подведения итогов урока.
Внести корректировки в содержание урока, учитывая особенности учащихся класса (по результатам консультации у учителя):
успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);
отношение учащихся к предмету;
темп работы;
сформированность учебных умений;
общая подготовленность учащихся;
отношение к разным видам учебной деятельности;
отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;
общая дисциплина учащихся.
- Уроки математики в начальной школе
- Содержание
- Этапы планирования урока и подготовки к нему студента
- Действия практиканта при планировании и конкретизации задач урока
- Задачи урока
- Требования к уроку математики
- Типы уроков математики
- Комбинированный урок
- Урок изучения нового материала
- Урок закрепления знаний, умений и навыков
- Урок контроля знаний, умений и навыков
- Примерное содержание комбинированного урока
- Образцы оформления конспекта пробного урока математики Технологическая карта комбинированного урока
- Технологическая карта урока изучения нового материала
- Технологическая карта урока закрепление знаний, умений, навыков
- Самостоятельная работа вариант 1
- Вариант 2
- Типичные затруднения практикантов на уроках
- 1.Организация урока.
- 2.Проверка ранее усвоенных знаний.
- 3.Объяснение нового материала.
- 4.Первоначальное закрепление нового материала.
- 5. Применение тсо, наглядных пособий.
- 6.Культура речи и письма.
- 7. Затруднения в организации внеклассных мероприятий.
- Самоанализ урока математики
- Образец самоанализа урока математики
- Образец анализа урока математики
- Разработка конспекта урока математики в развивающей технологии
- Структура уроков введения нового знания
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).
- Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (пробное учебное действие) (5-6 мин.)
- 3. Выявление причины затруднения и постановка цели дальнейшей деятельности (2-3 мин).
- 4. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)
- 5. Усвоение нового способа действий (4-5 мин.)
- 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин).
- 7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин).
- 8. Рефлексия деятельности (2-3 мин).
- Нормы оценок устных и письменных работ по математике
- I. Оценка устных ответов
- II. Письменная проверка знаний, умений, навыков
- III. Итоговая оценка знаний, умений и навыков
- Требования к ведению тетрадей и оформлению письменных работ по математике
- 1. Количество и назначение ученических тетрадей
- 2. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей
- 3. Оформление письменных работ по математике
- Литература для студентов по подготовке к уроку математики