logo
граборов

7.3. Работа с детьми, имеющими болезнь Дауна

Следует остановиться на вопросе об обучении детей с болез­нью Дауна. Эта группа умственно отсталых в настоящее время привлекает к себе внимание исследователей. Нужно сказать, что причина возникновения умственной отсталости у всех этих детей одна и та же —хромосомная аномалия, трисомия по 21-й хромо­соме.

Дети-дауны, живущие на разных континентах, в различных странах внешне похожи друг на друга как родные братья и сестры. У них круглые головки, раскосые глаза, выдающиеся скулы, нос пуговкой, короткие конечности. Эти дети миролюбивы, общитель­ны, ласковы и очень способные к подражанию. Именно поэтому они достаточно быстро перенимают некоторые правила поведения в той или иной ситуации.

Родители нередко, не обращая внимания на их моторную не­ловкость и слабое понимание окружающих, считаю! их вполне нормальными детьми, несколько запаздывающими в своем раз­витии.

Еще в середине XX века господствовало мнение о том. что дети-дауны рождаются только от пожилых родителей. Однако теперь такие дети встречаются и в молодых семьях.

Если раньше врачи говорили, что дауны недолговечны, что они схватывают все инфекции и погибают где-то не позднее 14—15 лет, то теперь встречаются дауны гораздо более старшего возраста.

Дели-дауны относятся к числу тяжелых и умеренных умствен­но отсталых. Они обучаются обычно в специальных школах VIII вида или в специальных классах, организуемых при этих школах.

Дети-дауны с удовольствием слушают музыку, поют, занима­ются физкультурой и ритмикой, хотя их движения плохо коорди­нированы и неловки. Они не мешают работе класса, подражая сво­им товарищам, тихо сидят за столами и пытаются выполнять зада­ния учителя. Конечно, такие дети нуждаются в постоянном индивидуальном подходе и в работе по резко упрощенной про­грамме. В благоприятных условиях почти все они овладевают на­чальной грамотой, запоминают некоторые сведения из других предметов, но математика остается для них недоступной.

В школьных мастерских эти дети трудятся на самых простых работах, не требующих механизации или напряжения сил. Огра­ниченно они могут помогать и в домашнем труде. К этому их при­учают и в школе, и в семьях.

В последние годы для детей-даунов организуются специальные центры, где они получают специальную помощь.