7.3. Работа с детьми, имеющими болезнь Дауна
Следует остановиться на вопросе об обучении детей с болезнью Дауна. Эта группа умственно отсталых в настоящее время привлекает к себе внимание исследователей. Нужно сказать, что причина возникновения умственной отсталости у всех этих детей одна и та же —хромосомная аномалия, трисомия по 21-й хромосоме.
Дети-дауны, живущие на разных континентах, в различных странах внешне похожи друг на друга как родные братья и сестры. У них круглые головки, раскосые глаза, выдающиеся скулы, нос пуговкой, короткие конечности. Эти дети миролюбивы, общительны, ласковы и очень способные к подражанию. Именно поэтому они достаточно быстро перенимают некоторые правила поведения в той или иной ситуации.
Родители нередко, не обращая внимания на их моторную неловкость и слабое понимание окружающих, считаю! их вполне нормальными детьми, несколько запаздывающими в своем развитии.
Еще в середине XX века господствовало мнение о том. что дети-дауны рождаются только от пожилых родителей. Однако теперь такие дети встречаются и в молодых семьях.
Если раньше врачи говорили, что дауны недолговечны, что они схватывают все инфекции и погибают где-то не позднее 14—15 лет, то теперь встречаются дауны гораздо более старшего возраста.
Дели-дауны относятся к числу тяжелых и умеренных умственно отсталых. Они обучаются обычно в специальных школах VIII вида или в специальных классах, организуемых при этих школах.
Дети-дауны с удовольствием слушают музыку, поют, занимаются физкультурой и ритмикой, хотя их движения плохо координированы и неловки. Они не мешают работе класса, подражая своим товарищам, тихо сидят за столами и пытаются выполнять задания учителя. Конечно, такие дети нуждаются в постоянном индивидуальном подходе и в работе по резко упрощенной программе. В благоприятных условиях почти все они овладевают начальной грамотой, запоминают некоторые сведения из других предметов, но математика остается для них недоступной.
В школьных мастерских эти дети трудятся на самых простых работах, не требующих механизации или напряжения сил. Ограниченно они могут помогать и в домашнем труде. К этому их приучают и в школе, и в семьях.
В последние годы для детей-даунов организуются специальные центры, где они получают специальную помощь.
- А.Н. Граборов
- Глава 1
- Глава 2
- 1. Принцип коррекционной направленности обучения
- 2. Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения
- 3. Принцип наглядности в обучении
- 4. Принцип научности и доступности обучения
- 5. Принцип систематичности и последовательности
- 6. Принцип связи обучения с жизнью
- 7. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении
- 8. Принцип активности и сознательности учащихся в обучении
- 9. Принцип прочности усвоенных знаний, умений и навыков
- Вопросы и задания к главе «Специальные задачи вспомогательной школы и пути их осуществления»
- Глава 3
- План урока
- Структура урока
- Отношение учащихся к уроку
- Материал урока
- Воспитательная работа на уроке
- Методы работы на уроке
- Поведение учителя на уроке
- Оценка урока
- 1. Методы обучения в специальной школе
- 2. Средства обучения в специальной школе
- 3. Формы организации обучения в специальной школе
- Вопросы и задания к главе «Методы и формы учебной работы»
- Глава 4
- * * *
- Вопросы и задания к главе «Труд во вспомогательной школе»
- Глава 5
- Вопросы и задания к главе «Физическое воспитание»
- Глава 6.
- Вопросы и задания к главе «Внеклассная и внешкольная работа»
- Глава 7
- 7.1. Работа с детьми-имбецилами
- 7.2. Работа с детьми-идиотами
- 7.1. Работа с детьми-имбецилами
- 7.2. Работа с детьми-идиотами
- 7.3. Работа с детьми, имеющими болезнь Дауна
- Вопросы и задания к главе «Воспитание глубоко отсталых детей»