А.Н. Граборов
Основы
олигофренопедагогики
Авторы-составители:
В.Г. Петрова, Т.В. Шевырева
Допущено
Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальностям:
031700 “Олигофренопедагогика”, 032000 “Специальная
дошкольная педагогика и психология”
Москва 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Биография Алексея Николаевича Граборова 5
Глава 1. Педагогическая характеристика умственно отсталого ребёнка. 6
Глава 2. Специальные задачи вспомогательной школы и пути 29
их осуществления.
Глава 3. Методы и формы учебной работы. 61
Глава 4. Труд во вспомогательной школе. 104
Глава 5. Физическое воспитание. 149
Глава 6. Внеклассная и внешкольная работа. 164
Глава 7. Воспитание глубоко отсталых детей. 186
7.1 Работа с детьми-имбецилами. 186
7.2 Работа с детьми-идиотами. 200
Приложение. Основные работы проф. А.Н. Граборова по 212
вопросам воспитания и обучения умственно отсталых детей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
С середины ХХ века наблюдается неуклонное повышение интереса дефектологов различных стран к проблемам олигофренопедагогики, что, вероятно, в известной мере обусловлено некоторым увеличением в мире числа умственно отсталых детей. Со второй половины ХХ века стали регулярно проводиться Международные конгрессы по проблемам изучения умственной отсталости, европейские конференции по вопросам воспитания и обучения умственно отсталых детей, существенно возросло количество публикаций по этой теме, а также число стран, вовлеченных в разработку этих проблем. Стали более доступными личные контакты между учеными.
Безусловно, российским дефектологам необходимо знать, какие новые направления в олигофренопедагогике появились за рубежом, какие исследования проводят их коллеги. Важно учитывать данные, полученные другими исследователями. Однако непосредственно переносить в Россию результаты работ, выполненных в других странах, было бы неправильно. Различные социальные, экономические, территориальные условия делают такой перенос неадекватным.
Вместе с тем неправильно пренебрегать тем немалым положительным опытом, который накоплен ведущими олигофренопедагогами России. Иначе то, что мы считаем новым, может оказаться просто забытым старым. Бережное отношение к наследию прошлого — одно из важнейших условий развития науки.
Данная книга представляет собой перепечатку основных работ А.Н. Граборова, которые были подобраны Г.М. Дульневым и опубликованы как “Очерки по олигофренопедагогике” (1961 г.).
Необходимость повторного издания работ А.Н. Граборова продиктована несколькими обстоятельствами. Во-первых, тираж первого и единственного издания, которое было опубликовано в 1961 г., оказался недостаточным для выросшего за эти годы спроса на книги по данной отрасли знаний. Работы А.Н. Граборова давно стали библиографической редкостью, студенты и педагоги дефектологических факультетов, особенно в отдаленных уголках России, лишены возможности познакомиться с этими трудами. Во-вторых, к настоящему времени появились новые психолого-педагогические исследования, развивающие идеи А.Н. Граборова. Их краткий обзор, представленный после каждой главы авторского текста, дает возможность читателю реально увидеть процесс становления и формирования научных знаний дополнения и комментарии к главам различны по объему в связи с тем, что некоторые вопросы олигофренопедагогики и специальной психологии освещены в литературе подробно, другие — в значительно меньшей мере. В-третьих, с учетом современных требований к учебной литературе для студентов, после каждой главы приведены вопросы и задания для повторения и закрепления материала, в том числе и такие, которые предполагают анализ оригинального текста А.Н. Граборова с точки зрения современной науки. Для более углубленного изучения той или иной проблемы можно обратиться к литературе, список которой дается в конце каждой главы.
Поскольку текст основных глав книги точно повторяет оригинал, в нем встречаются неупотребляемые в настоящее время в специальной педагогической литературе термины (вспомогательная школа, имбецилы и др.), а также ссылки на художественные произведения, которые по своему содержанию соответствовали требованиям к программам и учебным планам тех лет, в которые жил и создавал свои труды А.Н. Граборов.
Включенные в книгу оригинальные тексты не подвергались изменениям, поскольку они интересны читателям в первоначальном изложении. В этих текстах отражен определенный этап истории становления отечественной олигофренопедагогики. Автор затронул многие вопросы, живо интересующие в настоящие дни и практических работников, и исследователей. Среди таких вопросов — реализация общедидактических принципов в условиях работы с умственно отсталыми детьми, коррекционная значимость трудового обучения и от дельных видов трудовых профессий для воспитания личности учащихся специальной школы VIII вида, использование дидактических пособий и наглядного материала в коррекционных целях и др.
Книга написана для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 031700 — Олигофренопедагогика и 032000 — Специальная дошкольная педагогика и психология. Ее с интересом прочитают учителя, воспитатели, родители и все те, кто работает с умственно отсталыми детьми.
В.Г. Петрова
Т.В. Шевырева
БИОГРАФИЯ
АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ГРАБОРОВА
(1885—1949)
Одним из основателей отечественной олигофренопедагогики является русский профессор Алексей Николаевич Граборов. Он родился в марте 1885 г. в семье крестьянина Черниговской губернии в местечке Почеп. Будучи еще студентом естественного отделения Психоневрологического института, А.Н. Граборов заинтересовался проблемой воспитания и обучения умственно отсталых детей. В 1912 г. стал работать в специальной школе для таких учеников, открытой в Петербурге. Это было началом его блестящей научной, практической и общественной деятельности в области олигофренопедагогики.
А.Н. Граборов был талантливым ученым, прекрасным педагогом и активным борцом за организацию специального воспитания и обучения умственно отсталых детей в России. В значительной мере по его инициативе в Комиссариате социального обеспечения было вынесено решение о переводе учреждений для умственно отсталых детей на государственный бюджет, что создало для специального обучения прочную материальную базу. А.Н. Граборов принимал активное участие во всех съездах, на которых ставились вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей.
А.Н. Граборов — автор работ, посвященных проблемам, методам обучения и воспитания аномальных детей. В своих трудах он уделял особое внимание труду как средству коррекции личности аномального ребенка в общей системе средств воспитания, раскрывал специфику методов работы во вспомогательной школе. Им впервые был организован лекторий для родителей умственно отсталых детей.
Период 30-х — 70-х гг. ХХ века характеризуется бурным развитием отечественной олигофренопедагогики, в становление которой А.Н. Граборов внес огромный вклад. Он заведовал кафедрой олигофренопедагогики в Педагогическом институте им. А.И. Герцена в Ленинграде, а с 1938 г. возглавил аналогичную кафедру в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина.
В 1941 г. А.Н. Граборов вместе с В.М. Новик и Н.Ф. Кузьминой написал первый в России учебник для студентов-дефектологов.
С 1946 г. А.Н. Граборов заведует отделением олигофренопедагогики в ленинградском НИИ специальных школ АПН РСФСР. Организованная им при институте клиника выявляла психологические особенности умственно отсталых детей и определяла содержание коррекционной работы с ними.
В 1949 г. А.Н. Граборова не стало. Однако его труды вошли в золотой фонд отечественной дефектологии.
- А.Н. Граборов
- Глава 1
- Глава 2
- 1. Принцип коррекционной направленности обучения
- 2. Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения
- 3. Принцип наглядности в обучении
- 4. Принцип научности и доступности обучения
- 5. Принцип систематичности и последовательности
- 6. Принцип связи обучения с жизнью
- 7. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении
- 8. Принцип активности и сознательности учащихся в обучении
- 9. Принцип прочности усвоенных знаний, умений и навыков
- Вопросы и задания к главе «Специальные задачи вспомогательной школы и пути их осуществления»
- Глава 3
- План урока
- Структура урока
- Отношение учащихся к уроку
- Материал урока
- Воспитательная работа на уроке
- Методы работы на уроке
- Поведение учителя на уроке
- Оценка урока
- 1. Методы обучения в специальной школе
- 2. Средства обучения в специальной школе
- 3. Формы организации обучения в специальной школе
- Вопросы и задания к главе «Методы и формы учебной работы»
- Глава 4
- * * *
- Вопросы и задания к главе «Труд во вспомогательной школе»
- Глава 5
- Вопросы и задания к главе «Физическое воспитание»
- Глава 6.
- Вопросы и задания к главе «Внеклассная и внешкольная работа»
- Глава 7
- 7.1. Работа с детьми-имбецилами
- 7.2. Работа с детьми-идиотами
- 7.1. Работа с детьми-имбецилами
- 7.2. Работа с детьми-идиотами
- 7.3. Работа с детьми, имеющими болезнь Дауна
- Вопросы и задания к главе «Воспитание глубоко отсталых детей»