logo
граборов

А.Н. Граборов

Основы

олигофренопедагогики

Авторы-составители:

В.Г. Петрова, Т.В. Шевырева

Допущено

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальностям:

031700 “Олигофренопедагогика”, 032000 “Специальная

дошкольная педагогика и психология”

Москва 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

Биография Алексея Николаевича Граборова 5

Глава 1. Педагогическая характеристика умственно отсталого ребёнка. 6

Глава 2. Специальные задачи вспомогательной школы и пути 29

их осуществления.

Глава 3. Методы и формы учебной работы. 61

Глава 4. Труд во вспомогательной школе. 104

Глава 5. Физическое воспитание. 149

Глава 6. Внеклассная и внешкольная работа. 164

Глава 7. Воспитание глубоко отсталых детей. 186

7.1 Работа с детьми-имбецилами. 186

7.2 Работа с детьми-идиотами. 200

Приложение. Основные работы проф. А.Н. Граборова по 212

вопросам воспитания и обучения умственно отсталых детей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

С середины ХХ века наблюдается неуклонное повышение интереса дефектологов различных стран к проблемам олигофренопедагогики, что, вероятно, в известной мере обусловлено некоторым увеличением в мире числа умственно отсталых детей. Со второй половины ХХ века стали регулярно проводиться Международные конгрессы по проблемам изучения умственной отсталости, европейские конференции по вопросам воспитания и обучения умственно отсталых детей, существенно возросло количество публикаций по этой теме, а также число стран, вовлеченных в разработку этих проблем. Стали более доступными личные контакты между учеными.

Безусловно, российским дефектологам необходимо знать, какие новые направления в олигофренопедагогике появились за рубежом, какие исследования проводят их коллеги. Важно учитывать данные, полученные другими исследователями. Однако непосредственно переносить в Россию результаты работ, выполненных в других странах, было бы неправильно. Различные социальные, экономические, территориальные условия делают такой перенос неадекватным.

Вместе с тем неправильно пренебрегать тем немалым положительным опытом, который накоплен ведущими олигофренопедагогами России. Иначе то, что мы считаем новым, может оказаться просто забытым старым. Бережное отношение к наследию прошлого — одно из важнейших условий развития науки.

Данная книга представляет собой перепечатку основных работ А.Н. Граборова, которые были подобраны Г.М. Дульневым и опубликованы как “Очерки по олигофренопедагогике” (1961 г.).

Необходимость повторного издания работ А.Н. Граборова продиктована несколькими обстоятельствами. Во-первых, тираж первого и единственного издания, которое было опубликовано в 1961 г., оказался недостаточным для выросшего за эти годы спроса на книги по данной отрасли знаний. Работы А.Н. Граборова давно стали библиографической редкостью, студенты и педагоги дефектологических факультетов, особенно в отдаленных уголках России, лишены возможности познакомиться с этими трудами. Во-вторых, к настоящему времени появились новые психолого-педагогические исследования, развивающие идеи А.Н. Граборова. Их краткий обзор, представленный после каждой главы авторского текста, дает возможность читателю реально увидеть процесс становления и формирования научных знаний дополнения и комментарии к главам различны по объему в связи с тем, что некоторые вопросы олигофренопедагогики и специальной психологии освещены в литературе подробно, другие — в значительно меньшей мере. В-третьих, с учетом современных требований к учебной литературе для студентов, после каждой главы приведены вопросы и задания для повторения и закрепления материала, в том числе и такие, которые предполагают анализ оригинального текста А.Н. Граборова с точки зрения современной науки. Для более углубленного изучения той или иной проблемы можно обратиться к литературе, список которой дается в конце каждой главы.

Поскольку текст основных глав книги точно повторяет оригинал, в нем встречаются неупотребляемые в настоящее время в специальной педагогической литературе термины (вспомогательная школа, имбецилы и др.), а также ссылки на художественные произведения, которые по своему содержанию соответствовали требованиям к программам и учебным планам тех лет, в которые жил и создавал свои труды А.Н. Граборов.

Включенные в книгу оригинальные тексты не подвергались изменениям, поскольку они интересны читателям в первоначальном изложении. В этих текстах отражен определенный этап истории становления отечественной олигофренопедагогики. Автор затронул многие вопросы, живо интересующие в настоящие дни и практических работников, и исследователей. Среди таких вопросов — реализация общедидактических принципов в условиях работы с умственно отсталыми детьми, коррекционная значимость трудового обучения и от дельных видов трудовых профессий для воспитания личности учащихся специальной школы VIII вида, использование дидактических пособий и наглядного материала в коррекционных целях и др.

Книга написана для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 031700 — Олигофренопедагогика и 032000 — Специальная дошкольная педагогика и психология. Ее с интересом прочитают учителя, воспитатели, родители и все те, кто работает с умственно отсталыми детьми.

В.Г. Петрова

Т.В. Шевырева

БИОГРАФИЯ

АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ГРАБОРОВА

(1885—1949)

Одним из основателей отечественной олигофренопедагогики является русский профессор Алексей Николаевич Граборов. Он родился в марте 1885 г. в семье крестьянина Черниговской губернии в местечке Почеп. Будучи еще студентом естественного отделения Психоневрологического института, А.Н. Граборов заинтересовался проблемой воспитания и обучения умственно отсталых детей. В 1912 г. стал работать в специальной школе для таких учеников, открытой в Петербурге. Это было началом его блестящей научной, практической и общественной деятельности в области олигофренопедагогики.

А.Н. Граборов был талантливым ученым, прекрасным педагогом и активным борцом за организацию специального воспитания и обучения умственно отсталых детей в России. В значительной мере по его инициативе в Комиссариате социального обеспечения было вынесено решение о переводе учреждений для умственно отсталых детей на государственный бюджет, что создало для специального обучения прочную материальную базу. А.Н. Граборов принимал активное участие во всех съездах, на которых ставились вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей.

А.Н. Граборов — автор работ, посвященных проблемам, методам обучения и воспитания аномальных детей. В своих трудах он уделял особое внимание труду как средству коррекции личности аномального ребенка в общей системе средств воспитания, раскрывал специфику методов работы во вспомогательной школе. Им впервые был организован лекторий для родителей умственно отсталых детей.

Период 30-х — 70-х гг. ХХ века характеризуется бурным развитием отечественной олигофренопедагогики, в становление которой А.Н. Граборов внес огромный вклад. Он заведовал кафедрой олигофренопедагогики в Педагогическом институте им. А.И. Герцена в Ленинграде, а с 1938 г. возглавил аналогичную кафедру в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина.

В 1941 г. А.Н. Граборов вместе с В.М. Новик и Н.Ф. Кузьминой написал первый в России учебник для студентов-дефектологов.

С 1946 г. А.Н. Граборов заведует отделением олигофренопедагогики в ленинградском НИИ специальных школ АПН РСФСР. Организованная им при институте клиника выявляла психологические особенности умственно отсталых детей и определяла содержание коррекционной работы с ними.

В 1949 г. А.Н. Граборова не стало. Однако его труды вошли в золотой фонд отечественной дефектологии.