logo
граборов

8. Принцип активности и сознательности учащихся в обучении

Одной из целей обучения является формирование у учащихся адекватного отношения к окружающей действительности и соот­ветствующих убеждений. Известно, что только те знания стано­вятся убеждениями, которые усвоены сознательно.

В процессе школьного обучения мы не только формируем зна­ния, но и развиваем мыслительную деятельность учащихся. Это достигается применением методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность школьников, расчленением сложно­го материала на части, выделением главного, синтезом целого из частей, варьированием материала и т. д. Основными признаками сознательного усвоения знаний является умение облекать эти зна­ния в правильную речевую форму, положительное и заинтересо­ванное отношение учащихся к изучаемому материалу, степень са­мостоятельности в процессе обучения.

Реализация этого принципа способствует более интенсивному развитию школьника.

Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний при­надлежит интересу (Н.Г. Морозова), который может сопровождать не только изучение данного материала, но и сам процесс обучения, познания.