7.2. Работа с детьми-идиотами
Термин идиоты в соответствии с принятой в настоящее время в России международной классификацией умственно отсталых детей заменен термином глубоко отсталый ребенок. Уровень интеллектуального развития таких детей (Ю) в соответствии с МКБ-10 менее 20 единиц. Их количество примерно 5% ото всех умственно отсталых. Эти дети относятся к числу инвалидов, поскольку они остро нуждаются в постоянной опеке и помощи, без которых быстро погибают.
Преобладающее большинство таких детей всю жизнь проводят в специальных домах социальной защиты. Там они находятся пол систематическим наблюдением медицинских работников и воспитателей. Некоторых глубоко отсталых детей родители оставляют в семье. В этих случаях они. как правило, остаются без медико-педагогической помощи. Лишь к отдельным глубоко отсталым детям приглашают сиделку, которая, как правило, не имеет специально!! подготовки.
Об обучении глубоко умственно отсталых детей можно говорить лишь весьма относительно. Конечно, им не преподают никаких учебных предметов даже по самым упрощенным программам. Этого делать абсолютно невозможно. О воспитании в обычном понимании этого термина также речь не идет, гак как эти дети полностью беспомощные инвалиды, не владеющие ни движениями, ни речью.
Действительно, глубоко умственно отсталые дети характеризуются резкими нарушениями моторики. Их движения крайне ограничены и непроизвольны. Обычно они лежат. В лучшем случае могут несколько изменить позу и садиться. Для них свойственны единообразные, стереотипные, навязчивые покачивания головой или туловищем, которые могут продолжаться довольно длительно. Самостоятельно стоять, а тем более ходить многие из них не в состоянии.
Обучение глубоко умственно отсталых детей направлено на развитие у них движений, которые необходимы, в частности, для самостоятельного приема пищи. Их специально и очень длительно учат есть так, как это делают люди - с помощью ложки. Оказывается, взять ложку за нужный конец, зачерпнуть ею немного каши и поднести ко рту - очень сложный комплекс действий. Этот комплекс расчленяется на отдельные элементы, каждый из которых тщательно отрабатывается.
Глубоко умственно отсталые дети берут в рот и пытаются есть самые несъедобные предметы - край подушки или одеяла, рукав рубашки и т. п. Существуют специальные приемы, направленные на то, чтобы отучить их от таких действий.
Обучение глубоко умственно отсталых детей предусматривает привитие им элементарных гигиенических навыков, которые остро необходимы для жизни человека.
Глубоко умственно отсталые дети - безречевые. Они не понимают обращенной к ним речи. Часто не реагируют даже на собственное имя. Однако почти все различают ласковую или угрожающую интонацию, с которой к ним обращается человек. В специальных интернатах проводится большая работа, направленная на то, чтобы дети понимали несколько простых указаний, сопровождаемых соответствующими однотипными жестами.
Детей учат также произвольно произносить отдельные звуки, слоги, простые слова.
Педагогическая работа постоянно сочетается с оздоровительными мероприятиями, включающими и медикаментозное воздействие, и элементы лечебной гимнастики. Определенное значение имеют режим дня и питание.
Оздоровительная и воспитательная работа дает положительные результаты. Глубоко умственно отсталый ребенок научается самостоятельно стоять и даже передвигаться. У него формируются умения пользоваться ложкой, кружкой, а также необходимые простейшие санитарно-гигиенические навыки. Некоторые дети постепенно научаются узнавать свое имя. а также понимать отдельные, наиболее часто употребляемые указания. Вместе с тем многие дети начинают произвольно произносить отдельные слоги и даже короткие слова.
Глубоко умственно отсталые нигде не работают, живут на иждивении государства
- А.Н. Граборов
- Глава 1
- Глава 2
- 1. Принцип коррекционной направленности обучения
- 2. Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения
- 3. Принцип наглядности в обучении
- 4. Принцип научности и доступности обучения
- 5. Принцип систематичности и последовательности
- 6. Принцип связи обучения с жизнью
- 7. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении
- 8. Принцип активности и сознательности учащихся в обучении
- 9. Принцип прочности усвоенных знаний, умений и навыков
- Вопросы и задания к главе «Специальные задачи вспомогательной школы и пути их осуществления»
- Глава 3
- План урока
- Структура урока
- Отношение учащихся к уроку
- Материал урока
- Воспитательная работа на уроке
- Методы работы на уроке
- Поведение учителя на уроке
- Оценка урока
- 1. Методы обучения в специальной школе
- 2. Средства обучения в специальной школе
- 3. Формы организации обучения в специальной школе
- Вопросы и задания к главе «Методы и формы учебной работы»
- Глава 4
- * * *
- Вопросы и задания к главе «Труд во вспомогательной школе»
- Глава 5
- Вопросы и задания к главе «Физическое воспитание»
- Глава 6.
- Вопросы и задания к главе «Внеклассная и внешкольная работа»
- Глава 7
- 7.1. Работа с детьми-имбецилами
- 7.2. Работа с детьми-идиотами
- 7.1. Работа с детьми-имбецилами
- 7.2. Работа с детьми-идиотами
- 7.3. Работа с детьми, имеющими болезнь Дауна
- Вопросы и задания к главе «Воспитание глубоко отсталых детей»