7.1. Работа с детьми-имбецилами
Дети-имбецилы
Дети-имбецилы в своей физической структуре имеют целый ряд черт, которые легко выделяют их из общей детской массы. Крайне маленькая голова при микроцефалии или чрезмерно большая при гидроцефалии, большая или меньшая задержка роста, как результат недостатка деятельности желез внутренней секреции, явления акромегалии (чрезмерное развитие конечностей на почве расстройства деятельности гипофиза), недостаточно совершенная моторика - все эти черты в тех или иных комбинациях характерны для имбецилов. Определить возраст имбецила по его внешнему виду крайне затруднительно. Например, перед вами ребенок 8-10 лет с типичными детскими чертами лица, рост 100 сантиметров, голос детский, а оказывается, что этому ребенку уже 19 лет.
Резко бросается в глаза моторное недоразвитие имбецила: он неуклюж. Наблюдается и обратная картина, когда имбецил отличается очень точными и ловкими движениями. Главным все же остается моторное недоразвитие - атаксия. Под влиянием систематических упражнений движения имбецила становятся более точными.
Органы внешних чувств сохранены. Все же у имбецилов чаще, чем в норме, наблюдается пониженная острота зрения, слуха и особенно кожных ощущений.
Психологическая характеристика имбецила
Имбецилы составляют промежуточную группу между дебилами и идиотами. А поэтому в практике работы встречается некоторое число детей-имбецилов, с одной стороны, во вспомогательной школе, а с другой стороны - в детских домах для идиотов. В последнем случае обычно имбецил довольно быстро деградирует и в конце концов только несколько более развитая речь отличает его от типичного идиота.
Имбецил, попавший во вспомогательную школу, оказывается в ней в таком же положении, как дебил в школе нормальной - он там отстает. Эта отсталость с каждым месяцем его пребывания там делается все больше и больше, и, наконец, имбецил выпадет из классного коллектива вспомогательной школы.
Имбецил с трудом и мало останавливает свое внимание на окружающем. Он как бы скользит по окружающему. Его внимание задерживают только яркие, сильные впечатления или впечатления, на него непосредственно направленные. В итоге такого отношения к окружающему у него складывается крайне незначительный круг представлений, а среди имеющихся представлений много неверных и неточных.
Имбецил довольствуется установлением факта, он не ищет его объяснения.
Представления имбецила об окружающем не только неточны и неверны, они еще и односторонни. Предмет и явление он знает только со стороны тех свойств и качеств их, которые так или иначе воздействовали на имбецила.
Память у имбецила значительно ниже, чем у нормального ребенка. Имбецил не делает усилия для припоминания, он не стремится запомнить. Его память носит преимущественно механический характер.
В то же время иногда наблюдается у имбецила явление гипертрофии памяти.
Имбецил В.К., 15 лет, свободно говорил по-русски и немецки, понимал французский и английский языки. Он знал больше сотни русских стихотворений, примерно столько же немецких и ряд французских и английских. Он мог назвать все остановки маршрутов ленинградских трамваев. Когда его определили работать в оранжерею, он через месяц знал латинские названия всех растений. Но эта гипертрофия памяти отнюдь не характеризовала В. как личность. Его интеллектуальная деятельность оставалась крайне низкой. В 15 лет по характеру своих мыслительных операций это был ребенок дошкольного возраста.
Стереотипность реакций - следующая черта, которая характеризует имбецила.
Мыслительные процессы у имбецилов идут примитивно. Он редко решает те или иные жизненные задачи, предпочитая ограничиваться установлением факта. Но, с другой стороны, он владеет речью, он понимает обобщающее значение слова. Иногда наблюдается у глубоко отсталых гипертрофия в области отдельных интеллектуальных операций, например, подросток свободно и быстро умножает в уме трехзначные числа. А когда ему предлагается решить задачу: как 20 копеек разложить в два кармана поровну, то эта задача ставит его в тупик. Все психические процессы у имбецила протекают замедленно. Это отражается в ответах имбецила на вопросы и в иных реакциях на среду. В имбецильный класс входит посетитель, здоровается с детьми. Не получив ответа, начинает беседовать с воспитателем. В это время дети встают и раздается дружное: «Здравствуйте, комиссия». Им только что говорили, что в школу придет комиссия.
Если имбецил сталкивается с какой-нибудь трудностью, он не старается ее преодолеть, он не решает стоящей перед ним задачи. Он или оставляет ее, или же отвечает не на самый вопрос, а «по поводу». Имбецил находит таким образом обходные пути, отводит от себя задачу, будто бы решая ее.
Имбецил С. С, 19 лет, выполняющий подсобную работу на производстве, заявляет, что он теперь занимается высшей математикой, и на вопрос: «А что же это за математика?» - он с гордостью заявляет: «Это до миллиона и даже больше». «Сколько же будет 7 да 8?» - задается ему вопрос,
«7 да 8 - это я учил еще в школе. Это что, а вот миллион и даже больше...»
- Так сколько же будет 7 да 8? - настаивает спрашивающий.
«Это учат в школе. Это всякий знает 7 да 8. А вот у нас..,» и т. д.
Ответ получить не удается, да его С. и не знает.
Имбецил с большим трудом обобщает, сопоставляет, делает выводы. Имбецилу дали задание сделать ящик определенных размеров. Отрезав 3 доски нужной длины, он получил коротенький четвертый кусок и, продолжая работу, строгает все 4 куска. На вопрос учителя, зачем же он строгает короткий остаток, отвечает: «А вот постругаю, может, и выйдет».
Внимание имбецила кратковременно, если оно устанавливается на нечто новое, трудное. Если же имбецил делает что-то знакомое, привычное, не требующее умственного напряжения, его внимание долго остается на предмете его работы. Тот же В.К. любил целыми часами чистить шкуркой столярные изделия.
В имеющейся дореволюционной литературе мы находим указания, что «тупоумные равнодушны, безразличны и индифферентны ко всему окружающему: они любят хорошо поесть и поспать и работа им в тягость»1. Однако это не подтверждается.
Группа имбецилов в детском доме в Оксочи во время дрейфа папанинцев построила себе лагерь, и они долго занимались этой любимой игрой. В том же детском доме дети построили «свой» водопровод (в это время водопровод строился и в детском доме). Эта постройка обнаружила много наблюдательности у имбецилов.
В играх имбецилы проявляют творчество, изобретательность. Имбецил как бы перерождается. Это очень важные показатели. Они вскрывают творческие возможности имбецилов, их надо только уметь организовать, уметь соответственным образом направить.
Совсем недавно мы вступили на путь систематической работы с детьми-имбецилами. Наши условия социального воспитания поставили перед нами совершенно определенные задачи - приобщение к жизни, к труду той категории детей, которая до сих пор считалась безнадежной. Первые опыты работы дают обнадеживающие результаты.
Проблема воспитания, обучения и трудовой подготовки детей-имбецилов
До начала XIX века вопрос воспитания, тем более обучения имбецилов не поднимался. Эти дети или интернировались в специальных больницах, приютах, или же пополняли кадры нищих, взывая к частной благотворительности. Первая успешная попытка организации воспитания глубоко отсталых детей принадлежи! французскому врачу Итару (1801 г.), а в Швейцарии молодому врачу Гугенбюлю (1836 г.). Вопрос воспитания глубоко отсталых во всей его полноте был поставлен Эдуардом Сегеном (1839 г.). Сетей практикой своей работы доказал, что глубоко отсталые дети поддаются воспитанию. Идеи Сегена быстро распространились в Европе и Америке. По опыт Сегена долго не находил себе подражания, так как в буржуазных странах не было (да не! и сейчас) государственной заботы о таких детях, все дело воспитания их отдавалось в руки частной инициативы и предпринимательства.
В таком же положении, по существу, было дело и в дореволюционной России. Профессор Андриан Сергеевич Грибоедов был одним из первых специалистов, занявшихся вопросом воспитания глубоко отсталых. В приюте для отсталых детей и идиотов в Петербурге он начинал свою работу, где работала энтузиаст этого дела - Екатерина Константиновна Грачева, которая 40 лет своей жизни посвятила работе с глубоко отсталыми детьми.
Работы проф.Г.И. Россолимо, проф. А.С. Грибоедова, Е.К.Грачевой подтвердили мысль о возможности воспитания и обучения детей-имбецилов.
Там, где мы имеем необходимую сумму условий, где, и это самое главное, есть подготовленный педагогический персонал - там работа с имбецилами дает вполне положительные результаты: дети усваивают грамоту, элементарный счет, санитарно-гигиенические навыки, правила общественного поведения, элементы профессии.
Вопрос обучения детей-имбецилов связывается с вопросом о возрасте, с которого оно начинается. Причем следует заметить, что когда говорят об обучении, то обычно понимают под этим школьное обучение. Нормальный ребенок приходит в школу и начинает учиться в возрасте 7-8 лет. Имбецил в это время (7-8 лет) еще совсем не готов к такому обучению. Здесь сначала приходится поставить его речь, развить способность достаточно длительно сосредоточивать свое внимание и расчленять его, что необходимо уже при первых этапах обучения грамоте, расширять круг представлений. Обычно эта работа занимает до 2-х лет времени. Идя от простых игровых процессов, кратковременных, часто сменяемых, прерываемых отдыхом, имбецил постепенно втягивается в систематическую работу.
В дореволюционной России не было планомерной заботы о глубоко отсталых детях. Все дело находилось в руках благотворительности и частной инициативы.
С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции все существующие приюты были объявлены учреждениями государственными. Конституция закрепила право нетрудоспособных на государственную помощь. Правительство и партия дело помощи глубоко отсталым детям поручили Народному Комиссариату социального обеспечения.
В ведомстве Министерства социального обеспечения, заменившем Народный Комиссариат социального обеспечения, находятся в настоящее время детские дома для детей-имбецилов.
Школа для детей-имбецилов
Детский дом системы Министерства социального обеспечения для детей-имбецилов включает в себя и школу, предназначенную для этих детей.
Школа для детей-имбецилов имеет пятилетний курс обучения, дающий учащимся общее развитие и элементарную профессиональную подготовку.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31.05.1935 года говорит: «Детский дом для глубоко умственно отсталых детей имеет своей задачей: а) дать детям элементы общеобразовательной подготовки в объеме специальных программ; б) на основе производственного обучения приобщить глубоко умственно отсталых детей к трудовой деятельности».
Программы классов для детей-имбецилов за пять лет обучения дают детям следующие сведения: по русскому языку - элементы грамоты письма и чтения примерно в объеме 2-х классов начальной школы: главное внимание обращается на развитие устной речи и круга элементарных представлений учащихся, которые даются по преимуществу в конкретном опыте, в процессе манипулирования предметами. По арифметике в основном дается сотня, причем в программе имеется примечание, обращающее внимание на то, что увеличение объема даваемых сведений ни в коем случае не должно идти за счет достаточно твердого прохождения основной программы.
По естествознанию формируется и расширяется крут элементарных естествоведческих представлений на доступном непосредственному восприятию материале и дается понятие о строении и жизни человеческого организма. Кроме того, в школе идет работа по физкультуре и ритмике.
Профессиональная подготовка учащихся проводится через обучение их простейшим производственным процессам или элементам сельскохозяйственных работ. Имбецил по окончании школы может быть подсобной силой на производстве или выполнять несложные технические и сельскохозяйственные операции под наблюдением и руководством.
Все предметы школьного обучения, профессиональной подготовки, вся воспитательная работа в детском доме для детей-имбецилов должна быть так построена, чтобы каждое школьное мероприятие носило и коррекционно-воспитательный характер.
Физическое воспитание в школе для имбецилов
Глубокие формы умственной недостаточности, каковой является имбецильность, связаны с целым рядом недостатков физических, и первое, с чего школа начинает свою работу - это физическое оздоровление учащихся.
Вызвать организм ребенка к разнообразной деятельности - но задача, которая стоит перед физкультурой в работе с этой категорией детей.
Начинается работа с привития ребенку повседневных бытовых навыков: умения сидеть, ходить парами; даются элементарные санитарно-гигиенические навыки. Приступая к показу того или иного правила, его предварительно тщательно анализируют. В процессе выполнения его внимание ребенка останавливается на элементах анализа. Например, ребенок учится мыть руки. Сначала ему показывается, как надо мыть ладони, затем тыльные поверхности, затем большие пальцы и, наконец, запястья. Весьма сложный для имбецила навык в процессе его выполнения раскладывается на элементы, и ребенок упражняется в выполнении их. Важно, чтобы элементы, установленные анализом, не были сложны и чтобы цепь элементов не была длинна.
Сначала ребенок работает по прямой инструкции воспитателя: «моем ладони, моем кисти, моем большие пальцы, моем запястье». Когда прямая инструкция усвоена, воспитатель только следит за тщательностью ее выполнения, в нужные моменты подкрепляя ее повторением прямой инструкции.
Постепенно элементарные умения складываются в более сложные акты поведения. Причем все время надо так строить работу, чтобы ребенок знал стоящую перед ним задачу, а не механически выполнял путь ее решения.
Параллельно с привитием навыков бытового поведения ведется работа по гимнастике. Здесь нужно выбрать также движения, которые являются движениями элементарно простыми, и уже от них идти к более сложным двигательным комплексам. Главное в движении - это добиться предельной четкости исходного положения, а отсюда и четкости самого движения. Так как гимнастика преследует не только свои специально физкультурные цели, но и цели общевоспитательные, то вполне понятно, какое огромное влияние имеет в уроке общий характер поведения учащихся.
Надо добиться того, чтобы уроки физкультуры проходили в полной мере организованно. Надо овладеть вниманием учащихся. Это внимание кратковременно и легко отвлекаемо. Поэтому следует соответственно быстро сменять упражнения, не говорить много слов: показ учителя должен сразу переходить в действие ученика. С первых шагов работы учащиеся должны четко усвоить, что в строю никакие разговоры, свободные движения, оставление своего места абсолютно недопустимы. Воспитать у ребенка привычку быть точным, подтянутым, реагировать быстро и четко -это задачи, к выполнению которых физкультурник приступает с первых шагов работы в классах для имбецилов и соответственно подбирает упражнения.
Исходное положение, с которого начинается то или иное упражнение, должно быть тщательно проработано. Здесь к каждому надо подойти, каждого надо поправить, надо дать ученику чисто физическое ощущение данной позы. «Смирно» и «вольно» - это две контрастирующие позы при выработке исходных положений: одна напряженная с полным сосредоточением внимания на позе, другая свободная, дающая отдых и вниманию, и костно-мышечной системе. Поза во время «вольно», хотя и свободная, но также точно определенная.
Надо добиваться точных четких движений, все время показывая, исправляя их.
При первых шагах работы, знакомя детей с элементарными движениями, надо постепенно объединять их во все более и более сложные группы. В этом отношении большую помощь могут оказать четыре основных типа движений, данных в гимнастике проф. П.Ф. Лесгафта: сгибания и разгибания (фронтальная ось), отведения и приведения (сагитальная ось), повороты (вертикальная ось) и круговые движения, как соединение двух первых групп движений - сгибаний и разгибаний с отведениями и приведениями.
Очень важным упражнением является ходьба. Мы приучаем ребенка ходить ритмично, ускоряя шаг или замедляя его. обращаем внимание на движение рук, постепенно добиваемся легкой пластичной походки.
Бегает имбецил до крайности неуклюже Надо организовать и эту форму активности. Бег является одним из очень хороших типов упражнений. При беге развиваются все мышечные группы, организм, как целое, вовлекается в работу.
Игра должна явиться необходимым элементом каждого урока гимнастики. Следует выбрать игры наиболее простые, доступные пониманию ребенка-имбецила. Прекрасно воспитывает внимание имбецила «школа мяча».
Огромную роль во всех занятиях, проводимых с имбецилами, имеет сенсомоторное воспитание. Эту линию работы необходимо предусмотреть и в уроках физической культуры. Многие игры в основе своей могут иметь элементы сенсомоторного воспитания. Собственно каждый гимнастический акт есть акт сенсомоторного воспитания. Но момент сенсорности в собственно гимнастических упражнениях довольно однообразен. Игра дает нам прекрасные возможности разнообразить сенсорный момент в сенсомоторном комплексе.
Например, мы на стену вешаем разноцветные круги: красный, синий, желтый, зеленый и т. д., против каждого круга ставим ребенка приблизительно на 0,5 метра от стены, на которой висят круги, и заставляем его бросать мяч в свой круг и ловить его. Затем дети меняют места, называют цвет своего круга, и игра продолжается. Через пять занятий на шестое возможно дистанцию увеличить на 10 сантиметров. Здесь, с одной стороны, есть момент цветоразличения, а с другой - с увеличением расстояния между ребенком и кругом увеличивается и точность его движений.
Активность имбецила легко иссякает - он утомляется. Поэтому среди дня дети должны иметь отдых. Обычно это делается после обеда. Дети спят. Имбецил очень легко подчиняется режиму, надо только четко организовать этот режим. Всякие нарушения режима совершенно выбивают ребенка из колеи.
Учебная работа в школе для детей-имбецилов
В специальной литературе можно найти указания, что имбецила нельзя обучить грамоте. Этот взгляд не имеет серьезных оснований, и практика учреждений Министерства социального обеспечения его опровергает.
Мы не имели четкой характеристики умственно дефективных детей. Дебильность, имбецильность и идиотия нередко рассматривались только как специально медицинские категории, не говоря уже о том, что внутри этих категорий необходима дальнейшая дифференциация отдельных детских групп.
Массового обучения имбецилов не ставилось, здесь были только отдельные, правда, удачные попытки, но они не получили своего дальнейшего развития. Гугенбюль был даже обвинен в шарлатанстве, хотя в основе его подхода к глубоко отсталому ребенку и лежали вполне правильные идеи. Сегену пришлось оставить Бисетр1, потому что он не мог найти там минимума тех условий, которые необходимы для работы.
Советский Союз впервые широко поставил работу по воспитанию глубоко отсталых детей.
В основу классификации умственно отсталых положен принцип пригодности ребенка к труду - дебил пригоден к труду и самостоятельной жизни, имбецил усваивает элементы труда и нуждается в пожизненной охране, идиот в лучшем случае может усвоить лишь некоторые формы самообслуживания, являясь в основном полным инвалидом.
Основные принципы педагогической работы с детьми-имбецилами - это труд и наглядность, доведенная до очевидности с постепенным развитием элементарных обобщений и отвлечений. Изучаемый материал должен быть максимально упрощен.
Особенно трудными являются первые этапы работы, требующие от педагога большого мастерства и изобретательности, а вместе с тем и систематичности работы, так как систематическое изложение предмета - это главный момент коррекционно-воспитательной работы.
Русский язык в школе для детей-имбецилов
Русский язык в классах для детей-имбецилов является основным предметом. Систематическая работа идет в трех основных направлениях: развитие круга элементарных детских представлений; исправление дефектов речи; обучение учащихся чтению и письму.
В работе по развитию круга элементарных детских представлений ставится задача, с одной стороны, обогатить и систематизировать спонтанно сложившийся опыт ребенка, а с другой -дать учащимся метод работы: научить наблюдать явление, выделять в нем главные черты, устанавливать свое отношение к объекту.
Сначала изучение ведется на натуральных объектах, около полугода, затем добавляются модели, и, наконец, вводятся графические изображения.
Следует демонстрировать детям не только новые, незнакомые им объекты, но и объекты, достаточно хорошо известные. В последнем случае внимание заостряется на методе изучения. Надо стремиться к тому, чтобы ребенок старался представить объект по той же схеме, что вы ему дали. Таким образом, давая план изучения, в то же время педагог работает и над складыванием форм мышления ученика.
Работа по развитию круга элементарных детских представлений значительно обогащает чувственный опыт ребенка, дает конкретный богатый материал для речи. Надо стремиться к тому, чтобы учащиеся начинали описывать предмет только после того, как у них получится ясное и разностороннее представление. Поэтому связная передача впечатлений откладывается на сравнительно поздний момент - после того как сравнили изучаемый объект с другими объектами того же вида. Во время этой передачи возможны напоминающие и стимулирующие ответы-вопросы.
Очень важным моментом в развитии ученика является установка определенного отношения к изучаемому объекту.
- С чашкой надо обращаться осторожно, потому что она хрупкая.
- Платье надо чистить, потому что оно пылится, и т. д. Иллюстрация еще лучше закрепит в сознании учащегося изучаемый объект.
С первых же дней обучения начинается работа по исправлению звуко-произносительных дефектов речи. Ставится задача: изжить дефекты к 3 классу. С этой целью ведутся индивидуальные логопедические занятия во внеклассное время, а на уроке требуется от ученика четкая и ясная речь. Надо считать крайне желательным, чтобы логопедические занятия велись тем же педагогом, который ведет класс. Важно сделать ответственным за этот участок работы определенное лицо, а этим лицом может быть только педагог класса. Ведь в его руках находится ребенок, он у него и говорит, и пишет, и читает. Остается только постановка звуков, с которой прекрасно справится всякий педагог-дефектолог.
При обучении грамоте важно правильно поставить подготовительные упражнения. Если подготовительная работа проводится правильно, дети очень легко переходят к букварному периоду работы. Главное - это развить устную речь ребенка и дать ему материал для речи. Только при условии достаточного развития речи устной можно говорить о развитии речи письменной у имбецилов.
Арифметика в школе детей-имбецилов
В курсе арифметики необходима систематическая и планомерная работа над развитием пространственных ориентации имбецильных детей. Спонтанно эти ориентации у них складываются настолько медленно, что не дают возможности развиваться тем знаниям и умениям, для которых они служат базой. Пространственные ориентации необходимы для арифметики, географии, труда. Наличие четких элементарных пространственных ориентации - это условие для уяснения структуры чисел первого десятка, т. с. на самых первых шагах арифметической работы школы с детьми-имбецилами.
Работа по развитию элементарных пространственных ориентации идет по следующему плану.
1. Пространственные отношения:
сам наблюдатель (правая рука, левая; правый глаз, левый; грудь спереди, спина сзади и т. д.);
между наблюдателем и предметом: это ближе, а это дальше;
ориентация в сложной ситуации.
2. Широта пространственных ориентации:
ориентации, ограниченные размахом рук на плоскости: ориентация на классной доске, на листе бумаги, в тетради, умение показать размеры до метра;
ориентации в пределах личного опыта (где был, что делал и т. п.); ориентации в классной комнате, квартире, школьном здании, в своем районе, городе и т. д.;
ориентации по представлению: наш Союз, страны света, море, океан и т. д.
3. Точность пространственных ориентации:
умение сделать пространственное сравнение двух находящихся перед учеником объектов:
оба объекта в одном поле зрения совмещены или не совмещены,
объекты в разных полях зрения;
умение сравнить находящийся перед глазами предмет с другим хорошо известным, например с метром, но которого в данный момент нет перед учащимся;
умение сравнить два объекта хорошо известных по их представлениям.
4. Восприятие формы, а при зрительных ориентациях и цвета, как момента, часто помогающего устанавливать пространственные отношения:
симметричные формы ~ формы асимметричные;
плоскостные формы - формы объемные;
формы натуральные - формы условные (рисунок, стилизация и т. д.):
овладейие пространственными мерами:
четкое представление пространственных мер,
умение измерять.
умение достаточно точно определять размеры без наличия единицы измерения.
В каждом виде усвоенных ориентации надо организованно упражнять ребенка. Упражнения распределяются на вес толы работы специальной школы и, пожалуй, на все учебные предметы. Как русский язык объединяет всю языковую работу в школе, так математике принадлежит ведущая роль в развитии пространственных и временных представлений имбецила.
Работа по развитию пространственных ориентации начинается с элементарных пространственных отношений.
Прежде всего выясняется, знают ли дети правую и левую руку, правую и левую ногу. Отсюда идем к правому и левому глазу, правому и левому уху, боку.
Детям надо показать, что правая и левая стороны у нас остаются неизменными.
Возьмите карандаш в правую руку.
Левой рукой придерживайте тетрадь.
Начинайте маршировать с левой ноги и т. д.
Во время маршировки поднимите правую руку. Опустите. Поднимите левую руку.
Покажите правый глаз. Левый.
Покажите правый бок. Левый.
Усвоенные ориентации должны в дальнейшем достаточно часто употребляться в повседневной практике.
Далее дети усваивают ориентации в отношениях между наблюдателем и окружающими его предметами. Здесь же выступает ряд новых положений: предметы, находящиеся справа от наблюдателя, становятся слева, если он повернется на 180°.
Работа начинается с классной комнаты: что ты видишь впереди себя? - Что справа, слева? - Посмотри, что находится позади тебя. - А вверху? Внизу?
Ту же работу следует проделать в коридоре, в зале.
Работа над широтой пространственных ориентации начинается с тщательного выяснения того, что уже известно детям в этом отношении.
Начинай писать сверху доски.
Нарисуй наверху твоего листа.
Пиши на верхней линейке тетради и т. д.
Затем можно давать детям различные пространственные диктанты: каждый учащийся получает листок бумаги и конверт с вырезанными из цветной бумаги различными предметами: домик, забор, дерево, солнце, дорога, девочка.
Наклей домик посредине листка.
Справа от домика приклей забор.
Слева от домика наклей дерево.
Над домиком помести солнце.
От домика наискось приклей дорогу.
На дорогу помести девочку.
Чтение картинки
Что нарисовано в середине картинки?
А что сверху?
Внизу?
Что нарисовано справа?
Слева?
Что ты видишь впереди себя, вначале самое близкое9
А дальше?
Еще дальше, и т. д.
Расскажи, как ты подойдешь к шкафу? к доске?
Как ты выйдешь из класса?
Все, что ребенок говорит, он здесь же проделывает.
Дальше таким же путем идет работа по ориентации в школьном здании.
Более широкое развитие пространственных ориентации происходит во время прогулок, экскурсий, выполнения специальных заданий и т. д.
На втором году обучения можно уже будет обратить внимание детей на нумерацию домов, как один из видов пространственных ориентации.
Развитие ориентации по представлению начинается с ориентации по аналогии.
Река шириной с улицу.
Комната величиной с этот класс и т. д.
А затем переходим к ориентации по контрасту: озеро и море; горка и гора.
Дальше уже развитие ориентации по представлению выходит за пределы математики.
Воспитание точности пространственных ориентации является очень важным моментом работы специальной школы. Точность пространственных ориентации имеет сугубо практическое значение.
Предварительным этапом работы является установление таких понятий, как «больше-меньше», «длиннее- короче», «выше- ниже», «равно - столько же». Здесь же идет работа на точность. Прекрасным пособием в этом отношении является счетная лестница.
Работая над объемными формами, надо все время давать детям лепить их, конструировать из них. Это развивает творчество, пробуждает интерес, дает ребенку возможность вполне овладеть данной формой.
Дальнейшая работа в этом направлении уже теряет специально математический характер и переходит в работы по труду, где конструирование и моделирование занимают весьма видное место.
Не менее важным, но еще более трудным для ребенка являются ориентации во времени.
Представление времени, как и пространства, есть категория в высокой степени сложная; от узкого времени, ограниченного пределами физиологических отправлений, через время в пределах, личного опыта к чисто математическому представлению времени - вот длинный путь, раскрывающийся перед ребенком. Чем крупнее промежутки времени, с которыми приходится оперировать ребенку, тем труднее они укладываются в его сознании, хотя в его словесных отчетах при простом их конструировании не обнаруживается больших погрешностей.
Развитие временных представлений у имбецилов начинается с элементарных представлений: до этого, после этого, во время этого; день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра, вчера. Работа идет в форме бесед, в которые включаются данные понятия. Важно поставить ученика в такое положение, чтобы он сам употребил данное выражение и педагог видел бы, что он употребил правильно. Дальше идет более точное определение времени - часы. В младших классах даются элементарные представления: первый урок начинается в 9 часов, кончаются занятия в 1 час. Пособием для этого может служить самодельный циферблат со стрелками, а еще лучше употреблять обыкновенные ходики.
Работа над числовыми представлениями строится так же, как и во вспомогательной школе, только здесь темп усвоения еще более медленный, дозировка материала еще мельче, вспомогательных средств еще больше.
Естествознание в школе для детей-имбецилов
Естествознание в классах для детей-имбецилов носит характер предметных уроков. На этих уроках детям дается понятие как о живой, так и о неживой природе. Дети знакомятся с жизнью человеческого тела, приобретают гигиенические навыки. В беседе о животных они сравнивают знакомых им животных (кошка и собака, корова и лошадь); устанавливаю! черты различия и сходства как в структуре, так и в образе жизни.
В тех детских домах, которые строятся на базе сельского хозяйства, большое внимание уделяется полезным и вредным животным (вредители сельского хозяйства).
Ботанические представления имбецилов идут по линии знакомства с окружающим ребенка растительным миром. Он должен получить сведения об определенных растениях, о значении ухода за растением. Если детский дом строится на сельскохозяйственной базе, то внимание имбецилов останавливается на культурных растениях и на сорняках, на том, как избежать распространения последних.
В разделе неживой природы по естествознанию даются элементарные понятия о рельефе местности, о почве, воде, воздухе.
Труд в школе для детей-имбецилов
Как и во вспомогательной школе, труд в школе для имбецилов начинается с его пропедевтических форм.
Здесь даются различные строительные материалы, затем бумага и картон, и, наконец, детям можно дать иголку, После нескольких тренировочных упражнений дети переходят к элементарным вещам-поделкам: например, подрубить носовой платок, сделать маленькую салфеточку и т. д. В процессе этих работ у детей развивается внимание, моторика, пробуждается интерес к работе.
С третьего года обучения имбецил переходит к профессиональной подготовке, которая осуществляется по специальным программам Министерства социального обеспечения.
Воспитание правил поведения
Параллельно с учебной работой, а в значительной мере и в самой учебной работе воспитываются у детей правила поведения, вежливое отношение к товарищам, к педагогам, к старшим вообще, взаимопомощь.
Начинается эта работа с самых простых и элементарных упражнений по самообслуживанию: умения раздеться, одеться, убрать свою кровать, вымыться и т. д. Здесь же создаются условия и для проявления взаимопомощи. Когда один ребенок помогает другому застегнуть лиф или подаст ему нужную вещь, на это обращается внимание, это подчеркивается. Однако учитываются индивидуальные особенности: одного можно и нужно похвалить, а достижения другого иногда лучше оставить без видимого внимания.
Случаев для взаимопомощи представляется много. Педагог их должен учитывать и вместе с тем следить, как ведет себя ребенок в том или другом случае, осторожно направлять его поведение.
Каждое указание, которое мы даем имбецилу, должно быть им осмыслено. Это осмысление надо доводить до предельной ясности, иначе мы можем не получить желаемого результата.
Воспитание бережного отношения к социалистической собственности - следующая важная задача учителя. Начиная от платья ребенка, его учебных вещей, школьной мебели и кончая садом, огородом, колхозным полем - вот обширная область применения детьми своего отношения к социалистической собственности. Здесь для каждой возрастной группы есть место для приложения сил и возможностей.
Навыки культурного поведения дети получают во всем укладе жизни детского дома и школы. Во внеурочное время с детьми проводятся беседы на политические темы. Им рассказывают о жизни людей в нашей стране, рисуют яркие эпизоды из героической революционной борьбы рабочего класса, рассказывают о В.И. Ленине. У детей постепенно, шаг за шагом складывается любовь к своей социалистической Родине, ее защитникам, к Коммунистической партии, пробуждается стремление быть полезным, вести ту или иную работу.
Имбецилу нужно и можно дать определенную общественную направленность. Эта направленность явится для него руководящей во всей его последующей жизни.
Художественное воспитание детей-имбецилов
Художественное воспитание имеет огромное значение в общей системе воспитания имбецила.
Прежде всего ребенку надо дать почувствовать чисто физиологическое ощущение чистоты. Это ощущение со временем приобретает эстетический опенок. Порядок в классе, в вещах ребенка, в его костюме, во всем укладе жизни — очень важное начало для эстетического воспитания, Имбецилы с удовольствием слушают простые эмоционально насыщенные рассказы, смотрят кинофильмы. Они заражаются бодрым настроением. Надо только, чтобы сюжеты были просты, доходчивы до ребенка.
Имбецилы поют, выполняют физкультурные и ритмические номера и с удовольствием выступают с ними перед аудиторией. Все эти мероприятия можно и нужно проводить в целях художественного воспитания детей.
- А.Н. Граборов
- Глава 1
- Глава 2
- 1. Принцип коррекционной направленности обучения
- 2. Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения
- 3. Принцип наглядности в обучении
- 4. Принцип научности и доступности обучения
- 5. Принцип систематичности и последовательности
- 6. Принцип связи обучения с жизнью
- 7. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении
- 8. Принцип активности и сознательности учащихся в обучении
- 9. Принцип прочности усвоенных знаний, умений и навыков
- Вопросы и задания к главе «Специальные задачи вспомогательной школы и пути их осуществления»
- Глава 3
- План урока
- Структура урока
- Отношение учащихся к уроку
- Материал урока
- Воспитательная работа на уроке
- Методы работы на уроке
- Поведение учителя на уроке
- Оценка урока
- 1. Методы обучения в специальной школе
- 2. Средства обучения в специальной школе
- 3. Формы организации обучения в специальной школе
- Вопросы и задания к главе «Методы и формы учебной работы»
- Глава 4
- * * *
- Вопросы и задания к главе «Труд во вспомогательной школе»
- Глава 5
- Вопросы и задания к главе «Физическое воспитание»
- Глава 6.
- Вопросы и задания к главе «Внеклассная и внешкольная работа»
- Глава 7
- 7.1. Работа с детьми-имбецилами
- 7.2. Работа с детьми-идиотами
- 7.1. Работа с детьми-имбецилами
- 7.2. Работа с детьми-идиотами
- 7.3. Работа с детьми, имеющими болезнь Дауна
- Вопросы и задания к главе «Воспитание глубоко отсталых детей»