logo
MPM_TEmerbekova

2. Использованная литература

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

Витайтнер Г. История математики от Декарта до середины ХГХ столетия. — М, 1960.

Гершунский Б.С. Философия образования. — М., 1998.

Джуринский А.Н. Зарубежная школа: История и современность. — М., 1992.

Дорофеев Г.В. Непрерывный курс математики в школе, проблема преемственности // Математика в школе, 1998, № 5.

Интегрированное обучение: проблемы и перспективы / Под ред. акад. Б.А. Бордов-ского. - С-П, 1996.

Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. — М., 1999.

Подласый И.Л. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн. — М., 1999.

Социально-экономические проблемы образования в Западно-Сибирском регионе Рос­сии. Материалы Международной конференции по программе ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе. — Ч. 1. — Барнаул, 1995.

Социально-экономические проблемы образования в Западно-Сибирском регионе Рос­сии. Материалы Международной конференции по программе ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе». — Ч. 2. — Барнаул, 1995.

Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреж­дений / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. — М., 1995.

Хомерики OS., Поташник М.М., Лоренсов АВ. Развитие школы как инновационный процесс. — М., 1994.

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ

1. Предмет методики преподавания математики. Математика как нау­ка и как учебный предмет. Предмет методики преподавания математи­ки. Основные противоречия процесса обучения математике. Актуаль­ные проблемы методики преподавания математики.

2. Цели и содержание обучения математике. Особенности современ­ного этапа развития школьного математического образования. Цели и содержание обучения математике.

3. Принципы и методы обучения математике. Основные дидактические принципы в обучении математике. Законы педагогических новшеств. Методы обучения математике и их классификация. Проблемное обуче­ние. Программированное обучение. Математическое моделирование. Аксиоматический метод.

4. Формы мышления в процессе обучения математике. Роль мышления в обучении математике. Математическое мышление. Качества научного мышления. Математическое понятие и его характеристики. Определе­ние понятия. Виды определений. Классификация понятий. Методика работы над теоремой. Методы доказательства теорем.

5. Формы обучения математике. Урок — основная форма обучения. Структура урока. Основные требования к современному уроку. Типы уроков. Правила организации современного урока. Анализ урока и его роль в интенсификации учебного процесса.

6. Задачи как средство обучения математике. Виды задач и их функции. Основные компоненты задачи. Этапы решения задачи. Организация обу­чения решению математических задач. Индивидуальное решение задач.

7. Дифференцированное обучение математике. Компоненты диффе­ренцированного обучения математике. Внутренняя и внешняя диффе­ренциация обучения математике. Дифференциация обучения матема­тике в классах гуманитарной направленности. Виды инновационных образовательных учреждений.

8. Практическая направленность школьного курса математики. Прак­тическая направленность математики и ее воспитательное значение. Вычислительные навыки. Величины и их измерения. Связь математи­ки с другими науками.

9. Контроль знаний по математике. Цели и задачи контроля знаний. Функции контроля и проверки знаний учащихся по математике. Мето­ды контроля знаний учащихся. Формы контроля знаний. Средства контроля. Тестовый контроль.

10. Систематизация и обобщение школьного курса математики. Цели систематизации и обобщения школьного курса математики. Формы проведения повторения.

11. Технологии обучения математике. Технология обучения и ее роль в современном образовании. Компьютерные технологии в обучении. Технология развивающего обучения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Предмет методики преподавания математики. Цели и содержа­ние обучения математике. Концепция современного школьного мате­матического образования.

2. Принципы и методы обучения математике.

3. Формы обучения математике. Урок - основная форма обучения. Система подготовки учителя к уроку математики.

4.Методика работы над математическими понятиями и определе­ниями.

5. Математические суждения, умозаключения. Методика работы с теоремой. Математические доказательства.

6Задачи в обучении математике. Методика работы над задачами.

7. Технические средства обучения математике. Роль наглядности в обучении математике. Требования к современному кабинету матема­тики.

8. Внеклассная работа по математике, ее содержание и формы.

9. Логико-дидактический анализ, логико-математический анализ темы.

10. Формы, методы оценки и проверки знаний учащихся по матема­тике.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

1. Анализ стандарта математического образования, базового учеб­ного плана, программ по математике, действующих учебных пособий, методической литературы.

2. Средства обучения математике. Роль наглядности в обучении ма­тематике. Виды наглядности. Оборудование современного кабинета

математики. Изготовление дидактического материала по теме школь­ного курса математики (по усмотрению преподавателя).

3. Конспект урока математики. Общие требования к составлению конспекта урока. Составление конспекта урока к теме школьного кур­са математики (по усмотрению преподавателя).

4. Апробация («проигрывание») урока или фрагментов урока. Ана­лиз урока (аспектный, структурный, краткий, полный).

5. Тематическое планирование по математике. Работа с журналом «Математика в школе». Составление методической схемы по любой теме школьного курса математики.

6. Классификация задачного материала по уровням сложности.

7. Разработка методической схемы к любой из тем школьного курса математики.

8. Логико-дидактический анализ теоремы (по усмотрению препо­давателя) школьного курса геометрии.

Голова, наполненная отрывочны­ми, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без зна­ния, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.

К.Д. Ушинский

В математике требуется гро­мадная систематичность: если выпа­дает хотя бы одно звено, то делается непонятным все остальное.

Н.К. Крупская