2. Использованная литература
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
Витайтнер Г. История математики от Декарта до середины ХГХ столетия. — М, 1960.
Гершунский Б.С. Философия образования. — М., 1998.
Джуринский А.Н. Зарубежная школа: История и современность. — М., 1992.
Дорофеев Г.В. Непрерывный курс математики в школе, проблема преемственности // Математика в школе, 1998, № 5.
Интегрированное обучение: проблемы и перспективы / Под ред. акад. Б.А. Бордов-ского. - С-П, 1996.
Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. — М., 1999.
Подласый И.Л. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн. — М., 1999.
Социально-экономические проблемы образования в Западно-Сибирском регионе России. Материалы Международной конференции по программе ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе. — Ч. 1. — Барнаул, 1995.
Социально-экономические проблемы образования в Западно-Сибирском регионе России. Материалы Международной конференции по программе ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе». — Ч. 2. — Барнаул, 1995.
Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. — М., 1995.
Хомерики OS., Поташник М.М., Лоренсов АВ. Развитие школы как инновационный процесс. — М., 1994.
Приложение 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ
1. Предмет методики преподавания математики. Математика как наука и как учебный предмет. Предмет методики преподавания математики. Основные противоречия процесса обучения математике. Актуальные проблемы методики преподавания математики.
2. Цели и содержание обучения математике. Особенности современного этапа развития школьного математического образования. Цели и содержание обучения математике.
3. Принципы и методы обучения математике. Основные дидактические принципы в обучении математике. Законы педагогических новшеств. Методы обучения математике и их классификация. Проблемное обучение. Программированное обучение. Математическое моделирование. Аксиоматический метод.
4. Формы мышления в процессе обучения математике. Роль мышления в обучении математике. Математическое мышление. Качества научного мышления. Математическое понятие и его характеристики. Определение понятия. Виды определений. Классификация понятий. Методика работы над теоремой. Методы доказательства теорем.
5. Формы обучения математике. Урок — основная форма обучения. Структура урока. Основные требования к современному уроку. Типы уроков. Правила организации современного урока. Анализ урока и его роль в интенсификации учебного процесса.
6. Задачи как средство обучения математике. Виды задач и их функции. Основные компоненты задачи. Этапы решения задачи. Организация обучения решению математических задач. Индивидуальное решение задач.
7. Дифференцированное обучение математике. Компоненты дифференцированного обучения математике. Внутренняя и внешняя дифференциация обучения математике. Дифференциация обучения математике в классах гуманитарной направленности. Виды инновационных образовательных учреждений.
8. Практическая направленность школьного курса математики. Практическая направленность математики и ее воспитательное значение. Вычислительные навыки. Величины и их измерения. Связь математики с другими науками.
9. Контроль знаний по математике. Цели и задачи контроля знаний. Функции контроля и проверки знаний учащихся по математике. Методы контроля знаний учащихся. Формы контроля знаний. Средства контроля. Тестовый контроль.
10. Систематизация и обобщение школьного курса математики. Цели систематизации и обобщения школьного курса математики. Формы проведения повторения.
11. Технологии обучения математике. Технология обучения и ее роль в современном образовании. Компьютерные технологии в обучении. Технология развивающего обучения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Предмет методики преподавания математики. Цели и содержание обучения математике. Концепция современного школьного математического образования.
2. Принципы и методы обучения математике.
3. Формы обучения математике. Урок - основная форма обучения. Система подготовки учителя к уроку математики.
4.Методика работы над математическими понятиями и определениями.
5. Математические суждения, умозаключения. Методика работы с теоремой. Математические доказательства.
6Задачи в обучении математике. Методика работы над задачами.
7. Технические средства обучения математике. Роль наглядности в обучении математике. Требования к современному кабинету математики.
8. Внеклассная работа по математике, ее содержание и формы.
9. Логико-дидактический анализ, логико-математический анализ темы.
10. Формы, методы оценки и проверки знаний учащихся по математике.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Анализ стандарта математического образования, базового учебного плана, программ по математике, действующих учебных пособий, методической литературы.
2. Средства обучения математике. Роль наглядности в обучении математике. Виды наглядности. Оборудование современного кабинета
математики. Изготовление дидактического материала по теме школьного курса математики (по усмотрению преподавателя).
3. Конспект урока математики. Общие требования к составлению конспекта урока. Составление конспекта урока к теме школьного курса математики (по усмотрению преподавателя).
4. Апробация («проигрывание») урока или фрагментов урока. Анализ урока (аспектный, структурный, краткий, полный).
5. Тематическое планирование по математике. Работа с журналом «Математика в школе». Составление методической схемы по любой теме школьного курса математики.
6. Классификация задачного материала по уровням сложности.
7. Разработка методической схемы к любой из тем школьного курса математики.
8. Логико-дидактический анализ теоремы (по усмотрению преподавателя) школьного курса геометрии.
Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
К.Д. Ушинский
В математике требуется громадная систематичность: если выпадает хотя бы одно звено, то делается непонятным все остальное.
Н.К. Крупская
- 1.Предмет методика преподавания математики
- Математика как наука
- Предмет методики преподавания математики
- Противоречия процесса обучения математике
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 2. Цели и содержание обучения математике
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 3. Принципы и методы обучения математике
- Проблемное обучение
- Аксиоматический метод
- Вопросы для самопроверки
- 4. Формы мышления в процессе обучения математике
- Определение понятия. Виды определений
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 5. Формы обучения математике
- Типы уроков
- Организация урока:
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 6. Задачи как средство обучения математике
- Классификация задач
- 7. Деятельность учителя математики
- 8. Дифференцированное обучение математике
- 9. Прикладная и практическая направленность обучения математике
- 10. Формирование алгоритмической культуры учащихся
- 11. Контроль знаний по математике
- 13. Технология обучения
- 1. Учебные пособия средней школы
- 2. Использованная литература
- 12. Систематизация