11. Контроль знаний по математике
Цели и задачи контроля знаний Функции контроля и проверки знаний
учащихся
Методы контроля знаний учащихся Формы контроля знаний учащихся Средства контроля. Тестовый контроль Зачетная система контроля
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
В процессе изучения математики учащиеся должны овладеть множеством математических понятий, их свойств, отношений, а также должны уметь обнаруживать и обосновывать эти свойства, применять их при решении практических задач. Достижение этих целей учащимися подлежит систематическому контролю со стороны учителя и самоконтролю.
Контроль в учебном процесе называется диагностикой. Целями диагностирования являются выявление, оценивание, анализ и коррекция учебного процесса для его эффективности.
Контроль является частью процесса обучения. Контроль — это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.
Составной компонент контроля — проверка знаний. Основной дидактической функцией проверки знаний учащихся по математик яля-ется обеспечение обратной связи между учителем и учащимися: выявление недостатков течения учебного процесса, а также пробелов знаний у учащихся, определение степени усвоения учебного материала по математике. Кроме проверки контроль включает оценивание (как процесс) и выставление отметки (результата оценивания).
В зависимости от того, кто именно осуществляет контроль за результатами учебной деятельности учащегося, выделяют три типа контроля: внешний (осуществляет учитель); взаимный (осуществляют учащиеся); самоконтроль (осуществляет сам ученик).
Основная цель контроля и оценки знаний учащихся по математике - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой. Задачей контроля является также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своей учебы, уровня его умений добывать знания самостоятельно.
Учителю контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике и в случае необходимости провести их коррекцию, ученику — привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, сакцен-тировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся по математике нужно последовательно, согласно порядку изучения математического материала.
Систематический контроль знаний учащихся по математике является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета математики, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.
ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Контролю знаний учащихся по математике присущи следующие функции:
Контролирующая и диагностическая функция: выявление и диагностика результатов обучения.
Образовательная (обучающая) функция: повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы.
Стимулирующая (развивающая) функция: создание необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности школьников.
Воспитательная функция: воспитание у каждого школьника чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения.
Прогностическая функция: управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция.
При разных целях и видах проверки эти функции могут проявляться по-разному. Например, при текущей проверке усвоения учебного математиала по математике доминирующей должна быть обучающая функция, а при итоговом контроле — контролирующая.
Предъявляются следующие педагогические требования к контролю знаний учащихся. Контроль знаний учащихся должен быть:
— мотивированным;
— систематическим и регулярным;
— разнообразным по формам, включающим всех учащихся в работу;
— всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся;
— базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Методы контроля — способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.
Существуют различные классификации методов и приемов контроля знаний учащихся по математике. По одной из них выделяют следующие методы контроля:
• устные (опрос, устная контрольная работа);
• письменные (математический диктант, контрольная работа, тематический реферат);
• практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание);
• зачеты;
• экзамены.
По другой классификации методы контроля знаний учащихся по математике делят на группы:
текущий контроль (различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью перфокарт, проверка с помощью компьютера, текущие тесты на компьютере);
тематический контроль (тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний);
периодический контроль (итоговая контрольная работа, экзамены, зачеты).
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
В соответствии с формами обучения — массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной (схема 10) — выделяют формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль.
Формы контроля не должны сводиться только к воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся по математике и их математические способности.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Говоря о средствах контроля знаний и умений учащихся, чаще всего имеют в виду задание или несколько заданий, которые предлагаются ученикам с целью выявления соответствующих поставленным целям результатов обучения.
В основу классификации таких средств может быть положена форма вывода ответа на контролирующее задание. В этом случае выделяются два задания свободного выбора ответа и задания-тесты.
Тестовая форма проверки и оценки знаний учащихся в последнее время получила наибольшее распространение. Ее оперативность и четкость позволяют проверить знания учащихся по объемному содержанию образования.
Тесты делят на два вида: тесты на припоминание и дополнение; избирательные тесты.
Тесты на припоминание и дополнение представляют собой задания учащимся заполнить пропуски в предложенном им связном тексте. Существуют два способа подачи тестов на дополнение:
— запись текста с пропусками на переносной доске или на обычной карточке;
— использование специализированных перфокарт.
В первом случае все пропуски нумеруются, а учащиеся записывают ответы под соответствующими номерами.
Во втором случае тест записывается на карточке, а на месте каждого пропуска вырезаются «окна», получается перфокарта. Под нее подкла-дывается бумага, ответы записываются в прорезях.
Тесты на дополнение по перфокартам с успехом могут применяться и при организации устного счета с записью ответов. Все вычисления учащиеся производят в уме, лишь в наиболее трудных случаях прибегая к черновикам.
Избирательные тесты делят на альтернативные, перекрестного выбора и множественного выбора. Избирательный тест, например, состоит из задания и нескольких вариантов ответа, среди которых, помимо правильного и полного, есть правильные, но неполные, а также неправильные ответы.
Проверка производится с помощью дешифратора — точной копии тестовой карточки, изготовленной из прозрачного материала. В ней заранее отмечены клетки с правильными ответами.
В заданиях, построенных на основе избирательного теста, важна система предлагаемых ответов. Нужно включать в нее устойчивые, типичные ошибки учащихся, а правильные ответы располагать на различных местах.
Альтернативный тест — это задание, при выполнении которого ученик из двух предложенных ему ответов должен выбрать один (по его мнению, правильный).
При отборе и составлении средств контроля знаний и умений учащихся учителю, прежде всего, следует иметь в виду, что содержание задания должно соответствовать цели контроля. Задания следует составлять таким образом, чтобы была возможность с их помощью получить максимум информации об объекте контроля (схема 11).
Приведем несколько примеров:
Наряду с тестовой формой контроля, на уроках математики могут применяться разного рода игры, в частности чайнворды, кроссворды, криптограммы. Они вошли в практику обучения сравнительно недавно, опыт их применения основательно не изучен и не обобщен, но польза, приносимая ими, их влияние на усвоение учебного материала совершенно очевидны и реально ощутимы. Содержание, вкладываемое в игры, может быть различным. В основном это математическая терминология, не исключены и отдельные цифровые данные.
Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Оценка — это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком. В зависимости от типа контроля, оценка бывает либо внешней, либо внутренней (самооценкой). Всякая оценка выражает уровень соответствия результатов учебных действий ученика проверяемым параметрам этих действий, следовательно, должна существовать шкала этого соответствия, которая может быть бинарной (выполнил — не выполнил) или более сложной, выражающейся в виде балльной шкалы отметок. При этом отметка выступает как внешнее выражение оценки.
Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал в процессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможность судить о знаниях и умениях ученика, служат погрешности, допущенные им при работе со средствами контроля, предложенными учителем. Погрешности делят на ошибки и недочеты.
Всякая оценка складывается под влиянием двух факторов: объективного и субъективного. Объективный фактор - это фактический результат контроля (проверки) учебных действий ученика, а субъективный - это отношение оценивающего субъекта (учителя, ученика) к оцениваемому субъекту (ученику), а также цель самого действия оценивания. При оценивании учебных действий ученика производится сравнение этих действий с одним из следующих:
— с прошлыми действиями этого же ученика;
— с аналогичными действиями других учеников;
— с установленной нормой этих действий.
Соответственно можно выделить способы оценивания: личностный, сопоставительный, нормативный.
Оценка должна ставиться за уровень и характер знаний по математике. Чем больше объективности в оценке знаний, тем больше это стимулирует учащихся и активизирует для дальнейшей учебной деятельности по предмету. Совершенно недопустимо влияние на оценку личностно-негативного отношения учителя к отдельным учащимся. ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
С целью систематического контроля за уровнем обучения в ходе учебного процесса учителю целесообразно выбрать такую систему контроля, как зачет. От стандартных форм контроля зачетная система отличается по характеру проведения, по системе оценивания. Зачет — это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки. Оценка результатов сдачи зачета дается по двухбалльной шкале: «зачтено» — «не зачтено».
Зачеты необходимо проводить по каждой теме школьного курса математики. Каждый учащийся сдает все предусмотренные программой зачеты. Зачет считается сданным, если учащийся решил все соответствующие обязательному уровню задачи и упражнения. Зачет подлежит пересдаче, если оценка «зачтено» не выставляется, причем пересдается не весь зачет целиком, а лишь те виды задач, с которыми учащийся не справился.
Итоговое оценивание знаний ученика непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Оценка является положительной при условии, если все зачеты за этот период учеником сданы.
Условия организации зачетов повышают содержательность и объективность итогового оценивания. Систему зачетов учитель может строить по-разному. Аналогично видам контроля зачеты можно разделить на тематические и текущие.
Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения материала в целом.
Текущие зачеты проводятся систематически, в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.
При любой форме зачета наиболее эффективна такая организация, когда ученик в ходе проведения зачета узнает результаты своей деятельности: успешно ли он справился с работой, какие ошибки допустил и над какими разделами учебного материала ему предстоит еще работать.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы цели и задачи контроля знаний по математике?
2. Дайте характеристику понятиям диагностика, контроль, проверка, оценивание, оценка, отметка.
3. Каковы важнейшие функции проверки и оценки знаний учащихся по математике? Охарактеризуйте функции контроля знаний. '
4. Какие педагогические требования предъявляются к оценке знаний учащихся?
5. Какие типы контроля существуют?
6. Охарактеризуйте методы контроля знаний по математике.
7. Назовите и дайте характеристику формам контроля знаний.
8. Что представляет собой тестовая форма проверки и оценки знаний учащихся? Дайте характеристику избирательным тестам, альтернативным тестам, тестам с выборочными ответами. Расскажите о методике проведения тестирования по математике.
9. Чем отличается оценка от отметки?
10. Что представляет собой зачетная система контроля знаний по математике? Назовите условия организации зачетов по математике.
Литература
Акимова З.В. Зачет на каждом уроке // Математика в школе, 1994, № 1.
Броневщук С.Г. Новая форма проведения выпускного письменного экзамена по алгебре и началам анализа за курс средней школы // Математика в школе, 1987, № 3.
Быков А.В. О технологии проведения зачетного урока // Математика в школе, 1998, №5.
Ворошилова А.В. Оригинальная форма устного зачета // Математика в школе, 1991, №6.
Генкин Г.З. Тематический контроль по планиметрии: Методические рекомендации. — М., 1993.
Зачеты в системе дифференцированного обучения математике / Денищева Л.О., Кузнецова Л.В., Лурье И.А. и др. — М., 1993.
Квашко Л.П. Тестовая проверка уровня усвоения знаний // Математика в школе, 1994, № 4.
Колобова Е.В. Использование зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся // Математика в школе, 1991, № 3.
Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. Пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов. — М., 2002.
Темербекова А.А. Методика преподавания математики. — Горно-Алтайск, 2002.
ЦЕЛИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ
В курсе изучения математики особое место занимают систематизация и обобщение учебного материала. Наиболее важное значение это играет при подготовке к экзаменам по математике.
Различают два вида повторения математического материала:
частичное (через «вкрапливание» повторяемого материала в урок);
полное (через выделение отдельных часов по программе для подготовки к экзаменам).
В ходе повторения учитель должен:
— помочь учащимся выделить главное и второстепенное в учебном материале;
— учить работать с учебной и дополнительной литературой (конспектирование, цитирование, реферирование, анализ и синтез, выделение смысловых связей, «сворачивание»и «разворачивание» текста и т.д.);
— выработать у учащихся умение пользоваться формулами, теоремами в различных нестандартных ситуациях;
— сформировать готовность ответить на любой дополнительный вопрос, научить прогнозировать вопросы;
— научить самостоятельно добывать знания;
— научить пользоваться справочниками различного вида и т.д.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВТОРЕНИЯ
Повторение учебного материала может осуществляться в различных формах.
Повторение учебного материала через понятийный аппарат.
Понятия и определения, лежащие в основе любой темы школьного курса математики, являются базой для формирования логических связей и осознания теоретического материала. Работа по формированию понятийного аппарата может быть организована по-разному. Например, проведение математических диктантов с заданиями типа: по содержанию определите понятие; по понятию определите содержание; закончите определение и т.д. Или: из набора определений и понятий выберите те, которые касаются квадратичной функции. Объясните свой выбор.
Повторение теоретического материала.
Теоретический материал может повторяться в различных формах: • устный ответ по плану ученика основных теоретических
положений изучаемого материала;
• лекция учителя;
• лекция учителя с запланированными ошибками;
• лекция — диалог вдвоем (учащиеся);
• зачет по контрольным вопросам;
• аукцион теоретических предложений по теме и т.д.
Визуальное повторение (через чертежи, схемы, таблицы).
Повторение осуществляется эффективнее через информацию визуального характера, это могут быть задания с использованием блок-схем или опорных блоков. Например: рассмотрите расположение графика квадратичной функции у = ах2 + вх+с относительно координатных осей в зависимости от количества корней квадратного уравнения
ах + Ъх + с = О,
от пересечений графика с осями координат (схема 12). Повторение, обобщение учебного материала через задания продвинутого уровня.
Пример 1. Не находя корней уравнения х2 - 7х + 10 = 0, определите:
а) (х + х); б) х + х; в) х/х + х/х; г) 1/х + 1/х.
Пример 2. Определите, каким должно быть число т, чтобы уравнение х2 - \2х + т = 0 имело два действительных корня, один из которых больше другого на 2 V 2.
Схема 12. Поведение графика функции у = ах2 + bх + с в зависимости от коэффициента а, дискриминанта jD
Положительные результаты дает при решении заданий повышенной сложности смена деятельности учащихся. Задачи решаются: у доски, с подробным объяснением; с комментированием; с выборочными ответами; самостоятельно и др.
Повторение и обобщение через задания исследовательского характера.
Задания творческого характера можно реализовать при подготовке НОУ или при написании учащимися практических и индивидуальных работ. Тематики таких работ могут быть различными:
Изучить поведение графика квадратичной функции в зависимости от коэффициента а и дискриминанта D:
Исследовать взаимное расположение параболы и прямой:
Развертки многогранников (призма, параллелепипед и др.). Конические поверхности. Развертки конических поверхностей (конус, цилиндр и др.).
Вопросы для самопроверки
1. Какую роль в школьном курсе математики занимает процесс систематизации и обобщения учебного материала?
2. Охарактеризуйте виды повторения математического материала.
3. Определите функции учителя математики в организации процесса систематизации и повторения учебного материала школьниками.
4. Перечислите и расскажите о формах организации повторения на уроках математики: через понятийный аппарат;
через теоретический материал;
через визуализацию математического материала;
через материал углубленного уровня;
через исследовательскую работу учащихся на уроках математики.
Литература
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М, 1985.
Башмаков М.И., Резник Н.А. Развитие визуального мышления на уроках математики // Математика в школе, 1994, № 2.
Гладкий А.В. Язык, математика и лингвистика // Математика в школе, 1994, № 1.
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М., 1989.
Зильберберг Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение. — М., 1995.
- 1.Предмет методика преподавания математики
- Математика как наука
- Предмет методики преподавания математики
- Противоречия процесса обучения математике
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 2. Цели и содержание обучения математике
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 3. Принципы и методы обучения математике
- Проблемное обучение
- Аксиоматический метод
- Вопросы для самопроверки
- 4. Формы мышления в процессе обучения математике
- Определение понятия. Виды определений
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 5. Формы обучения математике
- Типы уроков
- Организация урока:
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 6. Задачи как средство обучения математике
- Классификация задач
- 7. Деятельность учителя математики
- 8. Дифференцированное обучение математике
- 9. Прикладная и практическая направленность обучения математике
- 10. Формирование алгоритмической культуры учащихся
- 11. Контроль знаний по математике
- 13. Технология обучения
- 1. Учебные пособия средней школы
- 2. Использованная литература
- 12. Систематизация