logo search
дошкольная педагогика разбитые

Воспитание коллективизма у дошкольников.

Коллектив – это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом. Коллективизм – нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, обязанности перед ним,

умении при необходимости подчинять личные интересы общественным. Когда мы говорим «детский коллектив», то подразумеваем некоторую условность. В детском коллективе обязательно присутствует взрослый. Он организует жизнь детей, ставит перед ним цели, направляет их деятельность, способствует развитию положительных взаимоотношений между детьми, развитию каждой личности. Дошкольный возраст – это первый этап формирования коллективизма.

Но он также важен, так как здесь закладываются такие качества, как взаимопомощь, отзывчивость, доброта, сопереживание. Эти качества формируются только в общении со сверстниками и взрослыми. Сложное нравственное качество – коллективизм – зарождается у дошкольников из отдельных проявлений социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними. Детское общество или группа ДУ – важнейший социализирующий фактор. Именно в группе сверстников ребенок проявляет свою активность, приобретает первый социальный статус («звезды», «предпочитаемого»,«отвергнутого»). Показателем социализированной личности является ее обращенность (направленность) на других людей и на себя.

Формирование детского коллектива — длительный и сложный процесс, который осуществляется поэтапно. Первый этап. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по З—6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель. Второй этап формирования детского коллектива заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше

самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Их может быть уже 8—10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности — игровой, художественной, трудовой. Состав объединений становится; более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников. Третий, более высокий этап формирования детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя как части общего, как члена коллектива. '

Условия формирования детского коллектива:

— создание в группе положительного, эмоционально-активного микроклимата;

—демократический (помогающий) стиль взаимодействия с детьми;

— использование методов диагностики общения и взаимоотношений детей в разных видах совместной деятельности, позволяющих выявить положение ребенка в группе сверстников;

— формирование у детей положительных побуждений, тактики, основанной на ориентации на других, на проявлении эмпатии, альтруизма;

— задействование традиций, ритуалов;

— организация совместной деятельности детей со сверстниками разновозрастных объединений;__

— организация индивидуальных выставок, вернисажей творчества детей;

— своевременная коррекция социального поведения детей.