Уровни адаптации.
Уровни адаптации.
| Дошкольный возраст (0-5) | Школьный возраст (6-21) | Взрослые (21 и старше) | _1 уровень. Глубокая (интенсивная) помощь | Грубое отставание, минимальная способность функционирования сенсомоторной сферы. Нуждается в уходе. | Имеется определенное моторное развитие, невозможность овладеть навыками самообслуживания. Полностью нуждается в уходе. | Определенное моторное и речевое развитие, полная невозможность самостоятельного функционирования. Требуется полная опека и наблюдение. | _2 уровень. Обширная (экстенсивная) помощь | Слабое моторное развитие, минимальное развитие речи, неспособность овладения навыками самообслуживания, навыки коммуникации незначительны или отсутствуют. | Способность к овладению речью и навыками коммуникации, элементарными навыками самообслуживания. Неспособность к овладению учебными навыками. | Частичная возможность самообслуживания при полном наблюдении. Возможность формирования навыка самозащиты в полностью контролируемом окружении. | _3 уровень. Ограниченная помощь | Способность к овладению речью. Слабая социальная осведомленность, способность овладения навыками самообслуживания, достаточное моторное развитие, значительно нуждается в помощи. | Способность к овладению навыками в объеме начальной школы в позднем отрочестве в условиях специального обучения. | Способность к овладению специальностью, не требующей высокой квалификации. Требуется наблюдение и руководство в условиях незначительных стрессовых ситуаций социально-зкономического плана. | _4 уровень. Периодическая помощь | Возможность развития социальных и коммуникативных навыков. Минимальные отклонения в сенсомоторной сфере. Невозможность отграничения от нормы на ранних этапах развития. | Способность к овладению учебными навыками в объеме начальной школы. Невозможность овладения предметами старших классов. Требуется специальное обучение. | Способность к успешной социальной и профессиональной адаптации при соответствующем обучении. Периодически нуждается в руководстве и наблюдении в условиях серьезных стрессовых ситуаций. |
_
Для ранней диагностики умственной отсталости очень широко применяют рентгенологические и электрофизиологические исследования: рентгенографию, компьютерную томографию, ультразвуковое исследование мозга, электрофизиологические методы и др.
Для ранней диагностики умственной отсталости очень важным является обращение в медико-генетическую консультацию.
- Учебно-методическое пособие
- Предисловие.
- Раздел 1 обшие вопросы психологии лиц с умственной отсталостью
- Глава 1. Предмет и задачи психологии лиц с умственной отсталостью. История развития представлений об умственной отсталости. Определение понятия. Распространенность умственной отсталости.
- Глава 2 умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении).
- Общие и специфические закономерности психического развития. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка.
- Глава 3. Психическое недоразвитие (олигофрения), поврежденное развитие (деменция).
- Глава 4. Причины умственной отсталости.
- Глава 5. Степени умственной отсталости.
- Глава 6. Систематика форм умственной отсталости.
- Классификации, основанные на степени тяжести интеллектуального дефекта.
- Классификации, созданные на основе психологических и клинических признаков.
- Этиологические классификации.
- Этиопатогенетические классификации.
- Классификации, созданные с целью социального и педагогического прогноза.
- Клинико-физиологические классификации.
- Классификация олигофрений м.С. Певзнер.
- Клинико-физиологическая классификация (д.Н. Исаев).
- Астеническая форма
- Психолого-педагогическая характеристика детей с астенической формой умственной отсталости.
- Атоническая форма умственной отсталости
- Психолого-педагогическая характеристика детей с атонической формой умственной отсталости.
- Дисфорическая форма
- Психолого-педагогическая характеристика детей с дисфорической формой умственной отсталости.
- Стеническая форма умственной отсталости
- Неуравновешенный вариант
- Психолого-педагогическая характеристика детей со стенической формой умственной отсталости.
- Глава 7. Л. С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости.
- Динамическая теория умственной отсталости к. Левина.
- Раздел 2. Особенности высшей нервной деятельности лиц с умственной отсталостью.
- Глава 1 особенности нейродинамики лиц с умственной отсталостью
- Глава 2. Особенности электрической активности мозга лиц с умственной отсталостью.
- Раздел 3 особенности психофизического развития лиц с умственной отсталостью.
- Глава 1. Особенности двигательной сферы лиц с умственной отсталостью.
- Глава 2. Особенности игровой, учебной и трудовой деятельности умственно отсталых лиц.
- Глава 3. Особенности ощущений и восприятия лиц с умственной отсталостью.
- Глава 4. Особенности внимания лиц с умственной отсталостью.
- Глава 5. Особенности памяти лиц с умственной отсталостью.
- Глава 6. Особенности мышления лиц с умственной отсталостью.
- Глава 7. Особенности речевого развития лиц с умственной отсталостью
- Раздел 4. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью
- Глава 1. Особенности личностного развития лиц с умственной отсталостью.
- Глава 2. Особенности эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью.
- Раздел 5. Воспитание, обучение и социальная адаптация умственно отсталых детей и подростков.
- Глава 1. Диагностика умственной отсталости. Медико-генетическое консультирование. Лечебная педагогика в воспитании лиц с умственной отсталостью.
- Уровни адаптации.
- Медико-генетическое консультирование.
- Методы пренатальной диагностики.
- Глава 2. Содержание деятельности специального психолога по абилитации умственно отсталых детей и подростков
- Глава 3. Коррекционная педагогическая работа с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости
- Литература.
- Интернет-ресурсы.
- Содержание.