Развитие отечественной педагогики
Активно разрабатывались идеи воспитания в русской педагогике. Широкую известность получил оригинальный педагогический трактат XII в. «Поучение князя Владимира Мономаха детям». В этом поучении содержались мысли о необходимости любить и защищать свою Родину, проявлять отзывчивость и помощь людям, быть почтительным и уважительным к старшим, усердно овладевать грамотой.
В XVII веке вопросы воспитания разрабатывал Епифаний Славинецкий. Заметный след в педагогике оставил его труд «Гражданство обычаев детских», в котором излагались правила поведения детей в семье, в школе, в общественных местах.
Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 г. им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-греко-латинского языка. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое должно направляться на развитие чувств и разума человека.
Большой вклад в развитие русской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов (1711-1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др.
Весьма большой след в отечественной педагогике оставил Н.И. Новиков (1744-1818). Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, добродетельные привычки и сострадание к угнетенным. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.
Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внесли К.Д. Ушинский (1824-1870), Н.И. Пирогов (1810-1881), В.И. Водовозов (1825-1886), В.П. Острогорский (1840-1902), Л.Н. Толстой (1812-1910), В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1861) и др. Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.
В России государственные гимназии были созданы по уставу 1804 г. С этого момента в нашей стране берет свое начало становление и развитие классического образования. Вплоть до Октябрьской революции 1917 г. гимназии в России — основной тип учебных заведений общего среднего образования.
В XIX веке наряду с классической средней школой широкое развитие получают реальные и профессиональные школы, призванные удовлетворять потребности растущего производства и торговли. В реальном образовании доминируют предметы естественно-математического цикла. Первые реальные школы возникли в России и Германии уже в начале XVIII века. А самым первым в мире учебным заведением реального образования была открытая в Москве 14 января 1701 г. по указу Петра I школа математических и навигационных наук. Перед ней была поставлена задача подготовки специалистов военного и морского дела. Часть выпускников этой школы назначались учителями математики. Реальное образование развивалось параллельно и в противоборстве с классическим.
В истории российского образования, как и в истории России вообще, XX век занимает особое место. После Октябрьской революции 1917. г. ВД& система народного образования была кардинально Преобразована. Школа стала бесплатной, общедоступной независимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Школа была провозглашена светской, т.е. независимой от церкви.
Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С.Т. Шацкий (1878-1934), руководивший первой опытной станцией по народному образованию нар-компроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П. Блонский (1884-1941), написавший книги «Педагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925) и АЛ. Пинкевич (1884-1939), «Педагогика» которого вышла в те же годы.
Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А-С. Макаренко, В.А.Сухомлинского.Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869-1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы» организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А.С. Макаренко (1888-1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье.
В.А. Сухомлинский (1918-1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы.
В 1936 г. Советский Союз стал страной грамотности. Совершенство и размах образования в, нашей стране — одна из важных причин победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945ггг. Однако подлинным триумфом советской системы образования были успехи в атомной и ракетно-космической областях.
Вместе с тем школа и образование в СССР функционировали в условиях жесткого партийного диктата. В отдельные периоды этот диктат осуществлялся настолько ограниченными людьми, что целые науки и научные направления оказывались под запретом. Так, в свое время были объявлены лженауками генетика и кибернетика. Вот почему интеллигенция в массе своей всегда была оппозиционна настроена по отношению к режиму и искренне приветствовала крушение господства партократии.
В последние годы на смену жесткой унификации учебных заведений, унылому однообразию планов, программ и учебников, шаблонным формам и методам педагогической деятельности все более уверенно приходят всесторонняя вариатизация и дифференциация учебно-воспитательного процесса, гуманистическая ориентация на индивидуальные познавательные запросы и возможности каждого учащегося, его интересы и способности.
Положительным моментом следует считать и создание новых типов учебных заведений — лицеев, гимназий, колледжей, общественно-государственных и частных школ и даже вузов, а введение системы государственных стандартов общего и профессионального образования позволяет рассчитывать на обеспечение должного качества образования, его совместимость с высшим международным уровнем.
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Словарь терминов по психологии и педагогике