logo search
Учебное пособие по психологии и педагогике

Развитие отечественной педагогики

Активно разрабатывались идеи воспитания в русской педагогике. Широкую известность получил оригинальный педагогический трактат XII в. «Поучение князя Владимира Мономаха детям». В этом поучении содержались мысли о необходимости любить и защищать свою Родину, прояв­лять отзывчивость и помощь людям, быть почтительным и уважительным к старшим, усердно овладевать грамотой.

В XVII веке вопросы воспитания разрабатывал Епифаний Славинецкий. Заметный след в педагогике оста­вил его труд «Гражданство обычаев детских», в котором излагались правила поведения детей в семье, в школе, в общественных местах.

Весьма плодотворной была теоретическая и практичес­кая деятельность в области педагогики Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 г. им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-греко-латинского языка. Полоцкий считал главными факторами воспита­ния пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое должно направ­ляться на развитие чувств и разума человека.

Большой вклад в развитие русской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов (1711-1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамма­тику» (1755) и др.

Весьма большой след в отечественной педагогике оста­вил Н.И. Новиков (1744-1818). Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, добродетельные привычки и сострадание к угнетенным. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.

Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внесли К.Д. Ушинский (1824-1870), Н.И. Пирогов (1810-1881), В.И. Водовозов (1825-1886), В.П. Острогорский (1840-1902), Л.Н. Толстой (1812-1910), В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1861) и др. Они высту­пили с резкой критикой сословной школы и призывами ко­ренного преобразования дела народного воспитания.

В России государственные гимназии были созданы по уставу 1804 г. С этого момента в нашей стране берет свое начало становление и развитие классического образова­ния. Вплоть до Октябрьской революции 1917 г. гимназии в России — основной тип учебных заведений общего сред­него образования.

В XIX веке наряду с классической средней школой широкое развитие получают реальные и профессиональные школы, призванные удовлетворять потребности растущего производства и торговли. В реальном образовании доми­нируют предметы естественно-математического цикла. Первые реальные школы возникли в России и Германии уже в начале XVIII века. А самым первым в мире учебным заведением реального образования была открытая в Москве 14 января 1701 г. по указу Петра I школа математических и навигационных наук. Перед ней была поставлена задача подготовки специалистов военного и морского дела. Часть выпускников этой школы назначались учителями матема­тики. Реальное образование развивалось параллельно и в противоборстве с классическим.

В истории российского образования, как и в истории России вообще, XX век занимает особое место. После Октябрьской революции 1917. г. ВД& система народного образования была кардинально Преобразована. Школа стала бесплатной, общедоступной независимо от нацио­нальности, пола, социального и имущественного положе­ния. Школа была провозглашена светской, т.е. независи­мой от церкви.

Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обще­стве. Активное участие в творческих исканиях новой педа­гогики принял С.Т. Шацкий (1878-1934), руководивший первой опытной станцией по народному образованию нар-компроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи соци­алистической школы, были П.П. Блонский (1884-1941), написавший книги «Педагогика» (1922), «Основы педаго­гики» (1925) и АЛ. Пинкевич (1884-1939), «Педагогика» которого вышла в те же годы.

Известность педагогике социалистического перио­да принесли работы Н.К. Крупской, А-С. Макаренко, В.А.Сухомлинского.Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869-1939) концентрировались вокруг проблем формиро­вания новой советской школы» организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А.С. Макаренко (1888-1939) выдвинул и про­верил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознатель­ной дисциплины и воспитания детей в семье.

В.А. Сухомлинский (1918-1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактичес­кие советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагоги­ческой мысли и школы.

В 1936 г. Советский Союз стал страной грамотности. Совершенство и размах образования в, нашей стране — одна из важных причин победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945ггг. Однако подлинным триумфом советской системы образования были успехи в атомной и ракетно-космической областях.

Вместе с тем школа и образование в СССР функциони­ровали в условиях жесткого партийного диктата. В отде­льные периоды этот диктат осуществлялся настолько огра­ниченными людьми, что целые науки и научные направле­ния оказывались под запретом. Так, в свое время были объ­явлены лженауками генетика и кибернетика. Вот почему интеллигенция в массе своей всегда была оппозиционна настроена по отношению к режиму и искренне приветство­вала крушение господства партократии.

В последние годы на смену жесткой унификации учеб­ных заведений, унылому однообразию планов, программ и учебников, шаблонным формам и методам педагогической деятельности все более уверенно приходят всесторонняя вариатизация и дифференциация учебно-воспитательного процесса, гуманистическая ориентация на индивидуаль­ные познавательные запросы и возможности каждого уча­щегося, его интересы и способности.

Положительным моментом следует считать и создание новых типов учебных заведений — лицеев, гимназий, кол­леджей, общественно-государственных и частных школ и даже вузов, а введение системы государственных стандар­тов общего и профессионального образования позволяет рассчитывать на обеспечение должного качества обра­зования, его совместимость с высшим международным уровнем.