logo search
дошкольная педагогика разбитые

Сущность индивидуального подхода к ребенку, условия и этапы его осуществления.

Коллектив дошкольников состоит из отдельных детей, из личностей, из индивидуальностей. На любой возрастной ступени у ребенка формируются не только психологические черты, общие для всех детей, но и собственные, индивидуальные. В работах психологов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. показано, что каждая

личность проходит общие для всех возрастные ступени по-разному. Это приводит к возникновению индивидуальных отличий в самом процессе развития и его результатах. Это значит, что воспитание детей в коллективе предполагает осуществление не только общего возрастного подхода ко всем детям, но и индивидуально-дифференцированного. Большой вклад в разработку вопросов индивидуального подхода внесли зарубежные и отечественные педагоги: Я.А. Коменский,

И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой; в советский период – А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, В.А. Сухомлинский. Индивидуальный подход к ребенку – важнейший принцип

образовательной работы в ДУ. Он ориентирует воспитание на развитие своеобразия и неповторимости каждого человека. Отвечает потребностям личностно-ориентированного подхода к ребенку. Педагогика индивидуального подхода имеет ввиду не приспособление цели и содержания образования (они едины для всех) к индивидуальным особенностям детей, а приспособление методов и форм воспитания и обучения к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности. Однако при всем разнообразии индивидуальных особенностей у детей наблюдаются и некоторые общие, типичные черты, на которых основывается дифференцированный подход к воспитанию и обучению.

Дифференцированный подход представляет собой специфическую форму внутригруппового разделения детей на подгруппы, основанные на похожих, типичных особенностях некоторых детей. Эти подгруппы носят временный характер, они динамичные; переход из одной группы в другую

осуществляется с учетом успешности развития каждого ребенка. Индивидуально-дифференцированный подход к детям осуществляется поэтапно: 1) изучение индивидуальных особенностей детей; 2) выявление причин этих особенностей, природы их появления; 3) составление

характеристик на отдельных детей или на подгруппы со сходными характеристиками; 4) разработка программы воспитания в соответствии с этими характеристиками; 5) реализация этой программы с помощью различных средств, форм и методов; 6) внесение коррективов в воспитательный процесс.