№ 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
Воспитательная система – целостный социальный организм возник в прцессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели субъекты их деятельность отношения мат база освоенная коллективом окр среда) и облад такими интерактивными характеристиками как образ жизни коллектива его психолог климат (Л И Новикова)
Целесообразность воспитательной системы:
При использовании системного подхода происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности и крепнет взаимосвязь компонентов пед. процесса. Это важно так как только целостный воспит процесс можетобеспечить целостное развитие личности учащегося.
Создание воспит системы позволит расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность
Воспит система позволяет экономить время и силы пед коллектива. Воспитательная система содержит традиционные формы и способы построения деятельности и отношений кот влияют на личность благотворно и эффективно.
При построении воспит системы специально моделируются и созд условия для самореализации и самоутверждения учащегося, учителя и родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту.
Основные компоненты
Компонентом принято считать какую-либо часть системы вступающую в определенные отношения с другими ее чястями. Компонент может вступать в системы как элемент (мин единица системы) или как подсистема (часть ее) котор сама состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
С помощью морфологического и структурного анализа можно выделить след компоненты воспитат системы:
подсистема целей и идей
общность людей реализующих цели и идеи
подсистема деятельности общения и отношений
финансово-материальная база
освоенная школьным коллективом соц и природная среда
1. В теории и практике воспитания цель рассматривается в 2-х аспектах:
как некий идеал к кот относится общество школа
как прогнозируемый результат кот планируется достичь за определенный промежуток времени
цель воспит системы должна соответствовать след требованиям:
ориентация цели на развитие личности
соответствие цели запросам близлежащего соц окружения и ожиданиям учащихся
наличие четкой и ясно сформулированной цели
возможность деления главной цели на составляющие
диагностичность цели
2. Ядром воспит системы по утверждению Новиковой явл единство 2-х коллективов : педагог и ученического Необходимо:
осозновать неоднородность школьного коллектива
учитывать что воспит система создается для людей а не наоборот
учитывать что основным фактором интеграции и развития школьного коллектива явл совместная деятельность учителей учащихся и их родителей
.3. Основное значение этого компонента заключается в том, что он является системно образующим фактором, благодаря которому создается и поддерживается внутреннее единство и устойчивость системы.
4. Финансово-материальная база воспитательной системы может превышать, уступать или соответствовать материально-финансовым возможностям школы.
5. Не вся окружающая среда (социальная и природная) является компонентом воспитательной системы, а лишь та ее часть, которая освоена школьным коллективом и стала для него жизненным пространством.
- № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.
- № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса.
- №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
- № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
- № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
- № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
- № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
- № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
- №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
- № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
- № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
- № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
- № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
- № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
- № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
- № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
- № 22. Ктд, ее специфика и технология
- № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
- № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
- № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
- № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
- № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
- № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
- № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
- № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
- № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
- № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
- № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
- № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
- № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
- № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
- № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- № 41. Методы обучения
- № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
- № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.