logo search
гос / Gosy / Государственный экзамен по педагогике

№ 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.

Понятия индивид. субъект личность индивидуальность очень близки, но не тождественны. Человек одновременно существо биолог, и социальное.

Человек – спец-я особ-сть чел-ка как биолог.существа – прямохождение, приспособляемость рук к труд. деятельности

Как общественное существо чел-к наделен сознанием, благодаря которому способен не только отражать окрю мир но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Что первичнее биол. или соц однозначно ответить нельзя.

Индивид – отдельное живое существо, представитель биолог-го. В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, любой человек – индивид.

Индивид – биологическое: мозг прямохождение все что развивается в процессе онтогенеза.(рост голуб глаза…) Это от социума не зависит. Когда человек является носителем. Предметно – практической деятельности, он становится субъектом.

Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на факт. Развитие: младенец(общение с матерью) – ранний возраст(предметная манипуляция) – Подросток(учебная деят.) – Юнош возраст(проф деят-сть) – Зрелость(труд деят-сть) На стадии раннего возраста человек становиться носителем предметно- практ. деятельности. Социум определяющяя роль.

Субъект который входит в процесс социализации, который приносит пользу - …… личности.

Личность – человек вышедший благодаря труду из животного мира и развив-ся в обществе, вступающий в общение с др людьми с помощью языка становится личностью. Главными в хар-ке Л – общественная сущность.

Личность - это челов – индивид как субъект межличностных отношений, соц отношений и сознательной деятельности.

Индивидуальность – кажд. Человек имеет свои специф особенности. Л в своем своеобразии - инд-ть может проявляться в интеллект-й, эмоц и волевой сферах.

Инд-ть это Л в своем своеобразии и собственные (творческие способности),

Те у Л е5сть общие черты и собственные, так вот собственные и определяют индивидуальность.

Инд-ть понятие шире чем Л.

Процесс становления Л. Длительный, сложный и имеет историч хар-р. Развитие индивид-сти!!!! (инд. Подход, в зависимости от инд-х задатков субъет-х личност-х, творческ. особенностей).

Структура Л. по Рубенштейну

Стр-ра – относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон Л как цель-ного образования.

Темперамент в течение жизни меняется и чистого типа темперамента практически нет. (те или иные черты проявл. в зависимости от ситуации)

Социум накладывает отпечатки тоже не т. задатки.

Способности м проявлятся в любом возрасте.

Л формируется в активном процессе взаимодействия с окр. миром

Развитие Л идет до юношеского возраста (15 лет) (Пиаже)

А сейчас новые науки (акмеология,???) - развитие в зрелом и даже в старшем возрасте - мудрость.

Л-ю не рождаются ею становятся.Может быть и деградация из-за биолог. и соц факторов.

Что является основой Л? что первичное?

Три направления:

I направление.. Биологизаторское: считают что ведущая роль принадлежит биол процессам созревания что основныеW- кические свойства заложены самой природой и определяют его жизненную среду.

Конмтитуц теории: Кречмер (конституц тип тела определяет дальнейшее развитие) Шелдон Ломбразо(по внешним облику можно сказать что он будет преступником)

З. Фрейд - теория психо секс-го развития развитие идет через подсознательное секс-ое биолог, потребности человека.

Д. Уотсон - бихевиоризм есть стимул – реакция.

II направление.. Социологизаторское (полностью противоположное)

Особенности Л исходят не из биолого предпосылок а от самой структуры общества от способов социологизации, от взаимоотношений с др. людьми

Психолого - генетические теории (не отриц ни биологии ни социологии)

На 1- й план выдвигает развитие собственно псих процессов

Маслоу Роджерс гуманистич теория – развитие Л и ее самоактуализация

Пирамида потребностей по Маслоу:

Социализация (по учебнику Андреевой)

Социализация процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом соц-го опыта ведущий компонент социализации – воспитание

Л – становящийся активный соц субъект

Социализация - двухсторонний процесс среда- человек

Сначала среда воздействует на формирование человека

  1. Индивид усваивает соц опыт путем вхождения в соц среду систему соц связей (как среда воздействует на человека)

  2. Индивид активно воспроизводит систему связей за счет активн деятельности активного включения в соц среду (воздейств)человека на среду с пом действ человек не просто усваивает опыт но преобразовывает его в собств ценности установки ориентации.

Социализация - это процесс становления личности осуществляется через 3 сферы деят-сть общение самосознание

Эти сферы обьединяет процесс расширения умножения соц связей индивида с внешним миром

В основе социализации - труд деятельность

Стадии и институты социализации совпадают с периодом жизни

  1. дотрудовая институты: семья дошкольные образов заведения школа ВУЗ

  2. трудовая (молодость взрослость зрелость) институты трудов коллектив труд деятельность для разв Л усвоен соц опыта и его воспроизведение

  3. послетрудовая стадия институты: семья дом престарелых мудрость окончат становление личности

Институты – конкретные группы в котор Л приобщается к системам норм и ценностей они - трансляторы соц опыта.

Обшество передает становящейся Л систему норм и ценностей посредством знаков.

Семья – важнейший институт соцйиализации (1-е навыки взаимод 1-е соц роли 1-е нормы и ценности)

Школа - готовит чел-ка к жизни в обществе человек как гражданин.

Юность – период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений.

Результат социализации зависит от среды.

Факторы социализации :

Влияние седы различно:

Например соц среда в разделенном на классы об-ве порождает неравенство в развитии людей (соц неравенства – разное образование - различная подготовка к жизни)

Соц группы воздействуют через традиции обычаи привычки образ жизни.