Глава 1. Предмет и задачи психологии лиц с умственной отсталостью. История развития представлений об умственной отсталости. Определение понятия. Распространенность умственной отсталости.
Психология лиц с умственной отсталостью — одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых лиц разных возрастов.
Психология лиц с умственной отсталостью находится на стыке многих наук и в значительной мере зависит от степени разработанности теоретических проблем философии, детской неврологии и психиатрии, физиологии, высшей нервной деятельности, детской, возрастной и специальной психологии, общей и специальной педагогики, социологии.
Задачи психологии лиц с умственной отсталостью состоят в следующем:
- определение своеобразия общих, особых и индивидуальных черт, присущих психике умственно отсталых лиц;
- рассмотрение причин умственной отсталости, ее основных форм, определение ядерных признаков и степени умственной отсталости;
- определение своеобразия развития познавательных процессов (ощущений и восприятия, внимания, памяти, мышления), речи, различных видов деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности лиц с умственной отсталостью,
-выявление характерных для них недостатков и имеющихся положительных возможностей, обусловливающих развитие личности человека с нарушением интеллекта и его способность социально адаптироваться;
- рассмотрение вопросов дифференциальной диагностики и ранней психологической помощи лицам с умственной отсталостью;
- психологическое обоснование проблем коррекционно-направленного воспитания и обучения, предусматривающих последовательную подготовку лиц с умственной отсталостью к интеграции в окружающую среду.
Психология умственно отсталых детей находится на стыке многих наук и в значительной мере зависит от степени разработанности теоретических проблем философии, детской неврологии и психиатрии, физиологии, высшей нервной деятельности, детской, возрастной и специальной психологии, общей и специальной педагогики, социологии.
Понимание умственной отсталости в нынешнем его представлении сформировалось не сразу. История изучения этой клинической формы представлена следующими основными направлениями.
Медицинское направление в изучении и классификации умственной отсталости в зарубежной и отечественной науке (Ф.Пинель, Ж. Эскироль, Ж. Итар, Э. Сеген, Э. Крепелин, И. П. Мержеевский, Г. И. Россолимо, С. С. Корсаков, Д. И. Азбукин, Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер и др.).
Первые клинические описания врожденного слабоумия относятся к концу XVIII века. В 1770 году Dufour указал на существование двух степеней психического недоразвития: идиотии и имбецильности. Все же до первой половины XIX века для обозначения интеллектуально неполноценных лиц использовался один термин — идиотия.
В начале XIX века Ф. Пинель (Pinel Ph., 1806) дал определение этому понятию: «более или менее абсолютное нарушение функций разума и (или) чувства». Он все еще предполагал, как это тогда было принято, что идиотия — это одна из форм психического заболевания — сумасшествия (аменции). Он расширил это понятие, распространяя его на многие состояния, отличавшиеся глубиной интеллектуального дефекта и нарушением адекватного выражения чувств. Ф. Пинель полагал, что причиной идиотизма могут быть врожденные поражения, «излишества», наркомании, умственное переутомление, «слишком обильные кровопускания, применявшиеся для лечения мании», таким образом, включая в эту группу и состояния приобретенного слабоумия. Обратив внимание на физическое состояние слабоумных и дефекты в строении их тела, он сделал заключение о том, что «если идиотизм зависит от порока сложения головы, то тогда бесполезны старания его излечить».
Эскироль (Esquirol J., 1838), основательно изучив слабоумие, первым понял, что идиотия не болезнь, а состояние, характеризующееся тем, что умственные способности при нем в течение жизни никогда не развивались. Работы Эскироля положили начало клиническому и психологическому изучению слабоумия.
В дальнейшем многие клиницисты подробно описывали умеренные формы врожденного слабоумия.
Проверке в жизни предположений об обучаемости слабоумных помог случай. В лесах Авейрона был обнаружен одичавший мальчик 11— 12 лет. Он был мало похож на человеческое существо: находился в непрерывном движении, кусался, царапался. Ж. Итар (1775-1838), будучи сенсуалистом, в процессе обучения Виктора — так был назван этот ребенок — использовал методы, основанные на развитии чувств. Он попеременно тренировал его различные органы чувств, прививал ему социальные навыки и развивал речь. Сделать Виктора нормальным человеком не удалось, но появились доказательства, что даже идиоты способны к обучению.
Ученик Эскироля Э. Сеген (1846) дал определение и описание идиотии и умеренной умственной отсталости. Он создал свою систему лечебной и педагогической коррекции и попытался сначала во Франции, а затем в США лечить слабоумных детей. Основа его метода заключалась в первоначальном развитии способностей к восприятию, а затем понятийных функций, что в значительной мере используется и нынешними педагогами.
Большой вклад в изучение врожденного слабоумия можно связать с выходом труда Э. Крепелина (1915). Для обозначения сборной, различной по этиологии, клинической картины и анатомических изменений группы аномалий он предложил термин «олигофрения». В ней он объединил состояния, имеющие тотальную задержку психического развития. Положительным моментом этого подхода стало то, что изучение олигофрении включалось в проблему дизонтогении. Всестороннее изучение олигофрении позволило выявить факторы и условия, вызывающие пороки развития (инфекции, интоксикации, ионизирующая радиация, нарушения обмена веществ и др.). В связи с этим в центре внимания последующего изучения олигофрении стали ее этиология, патогенез и классификация.
Неоценимое значение для развития учения об умственной отсталости оказали труды отечественных ученых. Началом развития данного направления в России можно считать выход в свет трудов С. С. Корсакова (1813), Д. Н. Зернова (1879), в которых они доказывали, что наиболее частыми причинами «идиотизма» являются ранние поражения мозга. И. П. Мержеевский (1871), патологоанатомически изучив случаи микроцефалии, настаивал на том, что идиотия своим происхождением обязана последствиям перенесенных заболеваний. Он выступал против теории ряда ученых, которые считали врожденное слабоумие атавизмом, неизбежным, а потому и фатальным для человеческого общества.
Г. Е. Сухарева (1965) сузить границы понятия олигофрении, полагая, что расширительные тенденции могут помешать дифференцированному лечебному подходу. Она дает определение олигофрении (малоумия) как группе различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, объединенных одним общим признаком: все они представляют собой клинические проявления дизонтогении головного мозга (иногда и всего организма в целом). К группе олигофрении она относит только те формы общего психического недоразвития, которые характеризуются двумя особенностями: 1) преобладанием интеллектуального дефекта и 2) отсутствием прогредиентности. По ее мнению, при олигофрении имеет место недоразвитие высших форм познавательной деятельности, представляющих собой сложный продукт общественно-исторического развития человека. В соответствии с этим в группу олигофрении должны быть включены клинические формы дизонтогении головного мозга, не только врожденного, но и приобретенного в первые годы происхождения (до трех лет).
М. С. Певзнер и В. И. Лубовский (1963), опираясь на работы по физиологии высшей нервной деятельности, также сужают представление об олигофрении. Они понимают последнюю как «тот вид недоразвития сложных форм психической деятельности, который возникает либо при поражении зачатка, либо вследствие органического поражения центральной нервной системы на разных этапах внутриутробного развития плода, либо в самом раннем периоде жизни ребенка». Ведущую роль в этиологии олигофрении они отводят экзогенным факторам.
Психолого-педагогический и социологический подход в изучении умственной недостаточности (А. Бине, Т. Симон, Д. Кэттед, Л. Терман, Е. X. Маляревская, М. П. Лебедева, Е. К. Грачёва, М. П. Постовская, А. Н. Граборов и др.).
Во второй половине XIX и начале XX века в наиболее развитых странах было введено всеобщее обучение. В связи с тем, что не все дети могли освоить школьную программу, а клинический метод оценки готовности к школе был слишком громоздким, Бине и Симон (Binet А. и Simon Th.) в 1905 году на основе обследования нескольких тысяч учащихся разработали психологическую методику, определяющую способность к критической оценке, абстракции и рассуждениям. Она была использована для диагностики интеллектуального уровня аномальных детей. Бине полагал, что, классифицируя врожденное слабоумие, следует учитывать только интеллектуальную недостаточность. Таким образом, он изменил взгляд специалистов на сущность врожденного слабоумия, которое стало в своей основе рассматриваться как интеллектуальная неполноценность, а не изменение личности в целом. Благодаря тому, что тесты Бине - Симона ускоряли и облегчали диагностику отсталости, они были востребованы во многих странах и широко распространились по всему миру.
Штерн (Stern W., 1915) сделал предположение, что, разделив умственный возраст ребенка на хронологический возраст, можно получить коэффициент интеллекта (IQ), который, по его мнению, оставаясь постоянным, будет характеризовать интеллект в течение всей жизни.
Неоценимый вклад в развитие отечественной системы специального образования оказала деятельность отечественных ученых Е. X. Маляревской, Е. К. Грачёвой, М. П. Постовской, А. Н. Граборова, М.П. Лебедевой, которые заложили основы коррекционной деятельности с лицами, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии.
Развитие диалектико-материалистических основ специальной психологии связано с деятельностью таких ученых как И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Л. С. Выготский, Т. А. Власова, Л. В. Занков, Б. В. Зейгарник, А. М. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. М. Соловьёв, Ж. И. Шиф и др.
Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский считал, что основная особенность умственно отсталого ребенка заключается в недоразвитии абстрактного мышления. Он сформулировал концепцию психологических особенностей умственной отсталости. «Понять своеобразие слабоумия означает в первую очередь, что надо не просто передвинуть центр тяжести интеллектуального дефекта на дефекты в аффективной сфере, это означает в первую очередь, что надо подняться вообще над изолированным метафизическим рассмотрением интеллекта и аффекта как самодовлеющих сущностей, признать их внутреннюю связь и единство, освободиться от взгляда на связь интеллекта и аффекта как на одностороннюю механическую зависимость мышления от чувства» (Выготский Л. С., 1935).
Ученики и последователи Л. С. Выготского (Божович Л. И., Гальперин П. Я..Запорожец А. В., Леонтьев А. П., ЛурияА. Р., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д. Б. и др.), развивая его идеи, продолжили психологические исследования, изучающие личность ребенка в целом. Это позволило получать характеристики, отражающие своеобразие и закономерности развития психической деятельности умственно отсталого ребенка, используя их в процессе воспитания и обучения.
В настоящий период изучения умственной отсталости выявлены и описаны несколько сотен наследственных синдромов. В связи с установлением этиологии различных форм умственной отсталости расширились терапевтические возможности. Успешно осуществляется лечение фенилкетонурии, галактоземии, умственной отсталости, вызванной токсоплазмозом, и др. Наряду с успехами генетического консультирования внедряется дородовая диагностика состояний умственной отсталости.
Увеличилось число социальных, психологических и дефектологических исследований умственно отсталых детей и подростков (Забрамная С. Д., 1995; Лебединский В. В., 1985; Лубовский В. И., 1989; Маллер А. Р., 2000; Шипицына Л. М., 2002 и др.), значительно расширивших представления о структуре психических нарушений и их адаптивных возможностях.
Стало ясно, что существующая эволютивная положительная возрастная динамика психических нарушений может быть интенсифицирована как коррекционными педагогическими методами, так и медикаментозными средствами. Более того, доказано, что чем раньше и интенсивнее проводится стимуляция психического развития умственно отсталых детей, тем она эффективней. В то же время их социальная адаптация находится в большой зависимости от жизненных обстоятельств, приводя намного чаще, чем у здоровых лиц, к декомпенсациям и невротическим или психотическим расстройствам.
Анализ выделенных направлений позволил вычленить пять исторических периода развития представлений об умственной отсталости.
Первый период характеризуется признанием права лиц с отклонениями в развитии на существование и помощь со стороны общества.
Второй период изучения лиц с умственной отсталостью связан с именами следующих ученых: Ф. Пинель, Ж. Эскироль, Ж. Итар, Э. Сеген, Э. Крепелин и др.
Итогом второго периода изучения врожденного слабоумия стало то, что к началу ХХ века сложилось преобладающее убеждение об отличии врожденного слабоумия от сумасшествия, о неблагоприятной наследственности как о его причине. Были описаны несколько форм врожденного слабоумия, различающиеся по степени выраженности интеллектуального дефекта.
Начало третьего периода можно связать с трудами С.С. Корсакова, Д.Н. Зернова, И.П. Мержеевского, А. Бине, Т. Симона и др.
Итогом этого периода явилось внедрение тестовых методик, которые оказались неплодотворными для изучения олигофрении. Стремясь получить оценку врожденного слабоумия только подсчитыванием коэффициента интеллекта, исследователи расширяли понятие умственной недостаточности, в то время как во многих случаях невыполнение заданий по предполагавшимся тестам могло быть связано с задержкой развития из-за соматической ослабленности или неблагоприятными условиями жизни. В этот период выяснилась возможность возникновения умственной отсталости под влиянием внешних причин.
Четвертый период отмечен продуктивной деятельностью отечественных психологов, педагогов и дефектологов. Л.С. Выготский считал, что основная особенность умственно отсталого ребенка заключается в недоразвитии абстрактного мышления. Он сформулировал концепцию психологических особенностей умственной отсталости. Ученики и последователи Л.С. Выготского (Божович Л.И., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б. и др), развивая его идеи продолжили психологические исследования, изучающие личность ребенка в целом. Это позволило получить характеристики, отражающие своеобразие и закономерности развития психической деятельности умственно отсталого ребенка, используя их в процессе воспитания и обучения. Благодаря изучению клинических проявлений, психологических особенностей и материалов, полученных дефектологами, специалисты стали критичнее относиться к психометрическому методу. Для оценки степени выраженности слабоумия стали больше привлекать показатели успеваемости в школе и степень социальной адаптации (Burt C., Mautner H., Heber R). Все это позволило отграничить легкую степень умственной отсталости от сходных с ней нарушений познавательной деятельности.
Пятый период изучения умственной отсталости, продолжающийся и в настоящее время, особенно плодотворен. Выявлены и описаны несколько сотен наследственных синдромов, сочетающихся с умственной отсталостью.
Работы отечественных и зарубежных клиницистов систематизировали клинические формы в соответствии физиологическими и другими механизмами, лежащими в их основе (Озерецкий Н.И., Исаев Д.Н., Мнухин С.С., Певзнер М.С., Сухарева Г.Е., Ж.И. Шиф., Penrose L.. Koxler C., Tredgold A).
В связи с установлением этиологии различных форм умственной отсталости расширились терапевтические возможности. Успешно осуществляется лечение фенилкетонурии, галактоземии и тд. Наряду с успехами генетического консультирования внедряется дородовая диагностика состояний умственной отсталости.
Увеличилось число социальных, психологических, дефектологических исследований умственно отсталых детей и подростков (Бгажнокова И.М., Забрамная С.Д., Лебединский В.В., Лубовский В.И., Маллер А.Р., Рубинштейн С.Я., Шипицина Л.М.). Значительно расширилось представление о структуре психических нарушениях и адаптивных возможностях умственно отсталых лиц.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.
Умственная отсталость – термин, который в настоящее время рекомендован международной классификацией. Его фактическое значение более объемно, и вследствие этого в последние годы наблюдается тенденция к использованию термина «психическое недоразвитие», поскольку он точнее отражает суть явления, так как в данном случае речь идет не только о недоразвитии интеллекта, но и об отставании других сфер психики.
Остановимся на наиболее часто используемых толкованиях интересующей нас дефиниции. Однако, необходимо отметить, что на современном этапе развития специальной психологии существует тенденция к расширению дефиниции умственной отсталости, приводящая к определенным сложностям в диагностике и терапии.
В 1992 году опыт изучения состояний психического недоразвития во многих странах мира обобщен в дефиниции, приведенной в Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10):
«Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3—4 раза выше, чем в общей популяции. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного характера».
Наряду с МКБ-10 в ряде стран используется также диагностическое Руководство Американской Психиатрической Ассоциации — DSM-FV (1993). Определение умственной отсталости, сформулированное в этом руководстве, представлено здесь в форме диагностических критериев:
1. При использовании индивидуального теста коэффициент интеллекта (IQ) имеет показатель ниже среднего и составляет 70 или ниже.
2. Сопутствующие нарушения адаптивного функционирования (т. е. несоответствие развития нормам, характерным для возрастной или социальной группы) проявляются по меньшей мере в двух из следующих областей: общение, самообслуживание, домашняя жизнь, социальные (межличностные) контакты, использование ресурсов общества, самоконтроль, учебные навыки, работа, досуг, состояние здоровья и безопасность.
Возраст начала расстройства — до 18 лет.
Следует отметить ограниченность определения умственной отсталости, основанного только на показателях IQ. Фрагментарность клинической характеристики в этом случае сочетается с отсутствием систематики, возрастной динамики и дифференциальной диагностики.
Новое определение Ассоциации специалистов по умственной отсталости (ААМР), сформулированное в 1992 году, рассматривает ее не как неотъемлемую характеристику людей, но как взаимодействие индивидов и их окружения. Это новое определение пренебрегает традиционной нозологией, основанной на уровне познавательного дефицита (умственная отсталость — легкая, умеренная, тяжелая, глубокая) и вместо этого предлагает четыре уровня поддержки окружением (периодическая, ограниченная, экстенсивная, интенсивная) в 10 различных сферах приспособления (здоровье, безопасность, самообслуживание, досуг и т. д.). В соответствии с этим вместо постановки индивиду диагноза «умеренная умственная отсталость» новое определение указывает, что лицо имеет периодическую потребность в поддержке здоровья и безопасности, ограниченную потребность в самообслуживании и т. д.
Некоторые авторы отрицают равную роль познавательного и адаптивного дефицита и доказывают, что интеллект более важен для дефиниции умственной отсталости, чем адаптивное поведение. Эти авторы рассматривают сниженный коэффициент интеллекта как основу умственной отсталости и полагают, что адаптивный дефицит зависит от него и соответствует ему. Критики адаптивного поведения, опираясь на сильную теоретическую и эмпирическую базу в области исследований интеллекта, задаются вопросом, соответствует ли адаптивное поведение психометрическим возможностям. Все же у лиц, имеющих низкий IQ, не обязательно обнаруживается неприспособленное повседневное поведение. Пропагандисты адаптивного поведения доказывают, что познавательное и приспособительное функционирование не зависимы, значительно отличаются по теоретическим основам и измерительным техникам. Некоторые исследования умственно отсталых индивидов со смешанной этиологией обнаруживают незначимые корреляции между познавательным и приспособительным функционированием. Отсутствие связи между IQ и адаптивным поведением может быть особенно явным у лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Как уже было сказано выше, существует достаточное количество определений умственной отсталости в практике специальной психологии.
Наиболее распространенными среди психологов и педагогов являются определения, данные Д.Н. Исаевым и И.М. Бгажноковой.
Психическое недоразвитие (умственная отсталость) — совокупность этиологические различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта (Исаев Д.Н)..
Умственная отсталость – стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга (Бгажнокова И.М).
Таким образом, можно выделить следующие диагностические критерии умственной отсталости:
психолого-педагогические: стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности и ранние этапы индивидуального развития;
клинические: органическое поражение головного мозга (ЦНС).
В случае отсутствия в картине развития ребенка одного из вышеперечисленных критериев речь уже не может идти об умственной отсталости.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Изучение данного вопроса является важным моментом в практике специальной психологии и педагогики. Основной целью данного направления работы можно считать выявление случаев умственной отсталости в популяции для создания необходимых служб и учреждений. Выявление причин и условий возникновения психического недоразвития помогает создать оптимальные условия для профилактики и лечения лиц с умственной отсталостью. По мнению ряда ученых, точная оценка истинной распространенности зависит от различных диагностических подходов, неравномерного развития психиатрических и других служб, которые выявляют умственную отсталость, а также культурных и этнических особенностей общества, влияющих на этот процесс (Д.Н. Исаев). Различная распространенность в разных регионах во многом определяется медико-географическими условиями (например, недостатком йода в питьевой воде).
Распространенность умственной отсталости в разных странах в середине XX века, по материалам ВОЗ составляла примерно 1— 3%. Такие же цифры (0,39-2,7%) приводят в разных странах и в настоящее время.
В СССР эпидемиологическое исследование в нескольких городах обнаружило от 4,89 до 2,38 «олигофренов» на 1000 населения (ГольдовскаяТ. И., Тимофеева А. И., 1970).
В населении наибольшее число составляют легко умственно отсталые лица (по данным А. А. Чуркина (1997), в нашей стране их не более 0,47%.
Среди всего контингента умственно отсталых лиц число легко умственно отсталых, по разным данным, колеблется от 68,9% до 88,9%.
Данные, которые приводят Гольдовская Т. И., Тимофеева Т. И., показывают, что около 50 % лиц с умственной отсталостью обоего пола с незначительной степенью достигшие 18 лет, вступают в брак, что значительно выше приводимых данных за рубежом.
Вопросы и задания.
Что является предметом психологии лиц с умственной отсталостью.
Раскройте основные задачи психологии лиц с умственной отсталостью.
Определите основные направления становления психологии лиц с умственной отсталостью.
Дайте определение понятия «умственная отсталость» в отечественной и зарубежной психологии
- Учебно-методическое пособие
- Предисловие.
- Раздел 1 обшие вопросы психологии лиц с умственной отсталостью
- Глава 1. Предмет и задачи психологии лиц с умственной отсталостью. История развития представлений об умственной отсталости. Определение понятия. Распространенность умственной отсталости.
- Глава 2 умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении).
- Общие и специфические закономерности психического развития. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка.
- Глава 3. Психическое недоразвитие (олигофрения), поврежденное развитие (деменция).
- Глава 4. Причины умственной отсталости.
- Глава 5. Степени умственной отсталости.
- Глава 6. Систематика форм умственной отсталости.
- Классификации, основанные на степени тяжести интеллектуального дефекта.
- Классификации, созданные на основе психологических и клинических признаков.
- Этиологические классификации.
- Этиопатогенетические классификации.
- Классификации, созданные с целью социального и педагогического прогноза.
- Клинико-физиологические классификации.
- Классификация олигофрений м.С. Певзнер.
- Клинико-физиологическая классификация (д.Н. Исаев).
- Астеническая форма
- Психолого-педагогическая характеристика детей с астенической формой умственной отсталости.
- Атоническая форма умственной отсталости
- Психолого-педагогическая характеристика детей с атонической формой умственной отсталости.
- Дисфорическая форма
- Психолого-педагогическая характеристика детей с дисфорической формой умственной отсталости.
- Стеническая форма умственной отсталости
- Неуравновешенный вариант
- Психолого-педагогическая характеристика детей со стенической формой умственной отсталости.
- Глава 7. Л. С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости.
- Динамическая теория умственной отсталости к. Левина.
- Раздел 2. Особенности высшей нервной деятельности лиц с умственной отсталостью.
- Глава 1 особенности нейродинамики лиц с умственной отсталостью
- Глава 2. Особенности электрической активности мозга лиц с умственной отсталостью.
- Раздел 3 особенности психофизического развития лиц с умственной отсталостью.
- Глава 1. Особенности двигательной сферы лиц с умственной отсталостью.
- Глава 2. Особенности игровой, учебной и трудовой деятельности умственно отсталых лиц.
- Глава 3. Особенности ощущений и восприятия лиц с умственной отсталостью.
- Глава 4. Особенности внимания лиц с умственной отсталостью.
- Глава 5. Особенности памяти лиц с умственной отсталостью.
- Глава 6. Особенности мышления лиц с умственной отсталостью.
- Глава 7. Особенности речевого развития лиц с умственной отсталостью
- Раздел 4. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью
- Глава 1. Особенности личностного развития лиц с умственной отсталостью.
- Глава 2. Особенности эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью.
- Раздел 5. Воспитание, обучение и социальная адаптация умственно отсталых детей и подростков.
- Глава 1. Диагностика умственной отсталости. Медико-генетическое консультирование. Лечебная педагогика в воспитании лиц с умственной отсталостью.
- Уровни адаптации.
- Медико-генетическое консультирование.
- Методы пренатальной диагностики.
- Глава 2. Содержание деятельности специального психолога по абилитации умственно отсталых детей и подростков
- Глава 3. Коррекционная педагогическая работа с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости
- Литература.
- Интернет-ресурсы.
- Содержание.