logo search
Госы ППО

Понятие когнитивной схемы. Виды когнитивных схем.

Когнитивные схемы – образ знакомого пространственного окружения (структуры, использующиеся людьми для осмысления мира и окружающих людей).

Когнитивные схемы не предполагают резкого разграничения между формой и содержанием.

Функции схем:

- план сбора информации;

- отбор информации;

- изменение направления поиска.

Перцептивный цикл - это планы сбора информации об объектах и событиях, получение новой информации для заполнения формата. Основной аспект восприятия состоит из набора когнитивных предвосхищений той информации, которую предстоит воспринять. Перцептивный цикл образуют: а) набор направляющих перцептивные процессы когнитивных схем; б) набор реакций, отбирающих информацию; в) фактические стимулы среды.

Виды схем:

Фрейм - способ описания свойств предметов через их пространственное расположение.

Скрипт – сценарий, «набор инструкций»: скрипт свидания, скрипт покупки колбасы и т.д. Позволяет избегать поведенческих неопределённостей.

- Прототип (=Категории) совокупность хороших примеров, типичному представлению. Если попросить человека назвать любую птицу, он скорее будет вспоминать «хорошие примеры» - воробья, голубя и так далее. «Плохие примеры» - пингвин, страус – будут названы в последнюю очередь. С помощью прототипа птицы мы классифицируем, птица перед нами или нет.

Черты схем:

  1. внутренний характер;

  2. направляющая роль в отношении исследовательской активности;

  3. прием информации и изменения под воздействием этой информации.

Перцептивный цикл понимается как инструктивный процесс, в каждый момент которого субъектом конструируются предвосхищения некоторой информации, делающей возможным для него принятие ее, когда она оказывается доступной.

Предвосхищающие схемы направляют исследовательскую активность субъекта, которая необходима для восприятия информации. Информация, полученная в результате такой исследовательской деят-ти, модифицирует исходную схему, а последняя, будучи, модифицированной, направляет дальнейшее исследование и готова для воздействия новой информации.

Норман: познание – это не отражение действительности. Познание активно преобразует информацию из окружающей среды. Норман также выделяет семантические сети. Семантические сети и схемы – две тесно связанные формы представления информации в памяти, но схемы соответствуют более глубокому уровню знаний. Они отражают связи между понятиями, формальными отношениями между вещами – простая и последовательная классификация. Схемы – репрезентация отдельных самостоятельных единиц знаний (пакеты знаний).

Когнитивные схемы в концепции Пиаже.

Ж. Пиаже сделал вывод о том, что мышление ребенка формируется прежде, чем становится речевым. Он выделил операции как определенные логически выстроенные структуры мышления. Их преобразование и развитие составляют содержание интеллектуального развития детей.

Ж. Пиаже ввел такое понятие, как «схемы» – способы адаптации человека к окружающему миру посредством мышления и поведения. Как отдельная единица схема включает в себя элементарные движения и сложные двигательные навыки и умения в сочетании с умственными действиями.

Существуют когнитивные концепции Д. С. Брунера и Ж. Пиаже. Согласно концепции Д. С. Брунера для познания мира существует два способа – чувственный и двигательный. Ничто не может включиться в мысль, не пройдя в чувства и двигательную активность. Он говорит о сенсомоторном отображении, которое развивается в течение всей жизни человека, но на первых годах жизни является ведущим. Сначала мир представлен с помощью образов, затем – в виде символов. Образы и символы организуют представления (уровень 5—6-летнего возраста). Мир понятий на основе обобщений доступен подросткам. В этом случае развитие мышления связано с развитием речи.

Наиболее подробная концепция развития ребенка принадлежит Ж. Пиаже. Мышление развивается во взаимодействии со средой, когда ребенок пытается адаптироваться к изменениям. Поэтому внешнее воздействие или среда изменяют схемы активности ребенка.

Существует три механизма, которые позволяют ребенку адаптироваться:

1) ассимиляция (умение ребенка приспосабливаться, проявляющееся на основе уже имеющихся навыков, и умение действовать с новыми, еще не известными предметами);

2) аккомодация (стремление ребенка изменить прежние умения и навыки в тот момент, когда меняются условия);

3) равновесие (в результате механизмов аккомодации вновь устанавливается равновесие между психикой и поведением ребенка, проявляющееся в том, что ребенок имеет определенные умения и навыки и может применять их в данных условиях).

Все познавательные процессы (по Ж. Пиаже) проходят следующие стадии:

1) сенсомоторную (стадию элементарного символического мышления);

2) стадию дооперациональную (с двух до шести-семи лет), на которой происходит формирование образов, представлений, усвоение схожести и различий предметов;

3) стадию конкретных операций (до 12 лет), на которой проявляется манипулирование символами, овладение мыслительными операциями и логическими правилами;

4) стадия формальных операций (с 12 лет до конца жизни), когда развивается гибкость мышления, оперирование абстрактными понятиями, умение находить решение различных задач, оценивая каждый вариант.