logo search
Мод

Теория учебной деятельности.

Л. С. Выготский (1896–1934) в своем учении об отношении обучения и развития заложил основы теории учебной деятельности, согласно которой ведущая роль в развитии отводится содержанию усваиваемых знаний. Из этой теории вытекает дедуктивно-синтетическая логика построения учебного процесса, когда усвоение знаний общего и абстрактного характера предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями. Обучаемые должны постепенно переходить от предметных действий к их выполнению в умственном плане, что способствует развитию творческого мышления.

Оппоненты авторов теории учебной деятельности выступают против абсолютизации дедуктивно-синтетического пути познания и умаления роли индуктивного метода обучения.

В современной дидактике критикуется понимание знаний только как элемента деятельности, поскольку такая трактовка не учитывает, что знания существуют объективно не только в сознании личности, но и в виде информации, хранящейся в книгах, базах данных ЭВМ, на сайтах Интернета и т. п.

5. Теория развивающего обучения.

Впервые идею развития выдвинул швейцарский педагог И. Г. Песталоцци (1746–1827), который целью воспитания считал гармоничное развитие природных сил и способностей ребенка. Он разработал теорию элементарного образования и впервые соединил обучение с производительным трудом. Немецкий педагог А. Дистервег разработал дидактику развивающего обучения, включающую в себя конкретные принципы и правила обучения.

На вопрос о соотношении обучения и развития сложились три точки зрения:

  1. независимость развития от обучения;

  2. обучение и есть развитие;

  3. развитие – процесс, не зависимый от обучения; обучение тождественно развитию.

Л. С. Выготский указывал, что обучение должно направлять развитие и идти впереди него, при этом обучать ребенка надо в «зоне ближайшего развития».

Опытно-экспериментальную проверку этой идеи провели научные коллективы под руководством Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, которые разработали принципы развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп изучения материала, осознание школьниками самого процесса учения.

Развивающее обучение способствует совершенствованию внимания, мышления, наблюдения.