logo search
Дети и изобразительное искусство

Организация художественного восприятия.

Говоря о методике педагогического воздействия на ребенка, в процессе художественного восприятия, необходимо говорить о культуре художественного восприятия. Как это делать?

Восприятие произведений живописи – есть совместная с педагогом творческая обработка впечатлений. Это радость художественной импровизации. В педагогике восприятия следует отправляться от психологии зрителя. Как можно меньше расчленения, анализа. Как можно меньше слов и навязывания педагогом собственной точки зрения. Анализ формы и техники может быть крайне вредным и может сорвать рождение ответного художественного образа в душе маленького зрителя. Такова в основном суть общения зрителя – ребенка с произведениями искусства.

Вся методика восприятия художественного произведения сводится к главной задаче: раскрыть произведение искусства до предельной его глубины, открыть непосредственную связь между ними и зрителем через переживание его как чего – то живого, как художественного организма.

Восприятию произведений искусства детей надо учить, так как само собой оно не приходит. «Художественно полноценное восприятие искусства – это активная деятельность, мало того, это «умение», которому надо учиться» - писал А.В. Бакушинский.

А.В. Бакушинский не считал безразличным как смотреть картину, какую выбрать точку зрения для полноценного раскрытия художественного образа, постижения замысла художника. Точка зрения в композиции связана с выбором художника определенного горизонта для изображения сюжета. При восприятии картины должна быть обязательно продумана точка, с которой картина будет восприниматься более полно, объемно. Если картина большая, то ее лучше смотреть издалека, не вычленяя детали («Богатыри» В.Васнецова). Если художник рисовал картину «вид сверху» («Лесные дали» И.Шишкина) - то и картину нужно опустить ниже уровня глаз ребенка, т.е. так как видел ее художник. Если наоборот, художник смотрел снизу (Стрекоза» И.Репина), то картину необходимо поднять выше уровня глаз ребенка, только тогда детям будет понятна точка зрения художника, откроются причинные связи.

Знакомить детей с искусством лучше всего в форме живого разговора, беседы, причем обязательно следует показать художественный материал, о котором говорится. Живое обсуждение, высказывание, пойдет на пользу, заставит детей пристальнее вглядеться в произведение искусства.