7. Методика обучения общеразвивающим упражнениям младших и старших дошкольников.
Руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические приемы:
1) построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;
2) раздача пособий;
3) способы подачи упражнений;
4) контроль, за ходом выполнения упражнений.
Дети младшей группы общеразвивающие упражнения выполняют вместе с воспитателем. Первый этап- дети размещаются на площадке хаотично. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети строятся для упражнения в круг, воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Чтобы все дети хорошо видели лицо воспитателя, он должен периодически перемещаться по кругу.
Способ раздачи предметов. На первом этапе воспитатель сам раздает кубики, погремушки и другие предметы, положенные для удобства в открытую коробку.
Экономя время, и одновременно приучая детей ходить по большому кругу, можно предварительно разложить предметы по кругу. После окончания упражнений дети сами положат их в коробку. Пособия целесообразно разместить по ходу движения детей справа - на скамейке, стоящих в ряд стульях и т.д.
В младших группах не используется предварительный показ общеразвивающих упражнений: импульсивные малыши не умеют ждать. Выразительное называние каждого упражнения помогает детям понять и запомнить выполняемое действие.
Игровой тон общения с детьми поможет воспитателю и в данной ситуации: "Поставьте ножки на узенькую дорожку... Постепенно условная терминология вытесняется общепринятой.
Старшая группа. Старшие дошкольники должны выполнять общеразвивающие упражнения четко, выразительно, слаженно, ритмично.
Задача воспитателя - создавать ситуации, в которых дети могли бы реализовать приобретенный двигательный опыт, проявить находчивость, изобретательность.
Построение в звенья проводится перестроением через; середину площадки по три. В таком варианте каждый ребенок активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым. Для выполнения упражнений в парах дети перестраиваются через середину по два или по четыре. В последнем случае целесообразно применить дробление и сведение.
Используется также построение шеренгами, в шахматном порядке, концентрическими кругами, а в природных условиях и хаотично.
Пособия разбираются детьми, как правило, по ходу, хотя возможны и другие варианты. Например, построившимся на упражнения детям воспитатель объявляет, что они будут выполнять упражнения с разными предметами и каждый может взять себе, что хочет (палку, мяч, обруч, флажки и др.). Звенья рассыпаются на короткое время, а потом каждый становится на свое место.
Выполнение упражнений под счет обеспечивает сложность и четкость движений и является важным показателем обученности детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентрировать при показе.
В отличие от младшей группы при разучивании общеразвивающих упражнений, как правило, имеет место предварительный показ в сочетании с объяснением. Практикуется использование действий без показа в целях контроля.
Порядок действий воспитателя:
а) назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность к действиям);
б) показать упражнение, сопровождая показ объяснением;
в) подготовить детей к выполнению, называя детали исходного положения;
г) обеспечить одновременное начало выполнения, командой "начинай";
д) воспитатель начинает упражнение вместе с детьми, а после 2 - 3 повторений дети продолжают самостоятельно;
е) дошкольники должны одновременно закончить упражнения, для чего необходимо сделать акцент на счете "два" при последнем повторении упражнения.
Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений. Словесные комментарии педагога - подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнения. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием - поправить, поддержать. Воспитатель должен уметь это, не прерывая и не останавливая остальных детей.
Стимулируя детскую изобретательность, можно использовать показ упражнений детьми.
- 2. Методика организации и проведения подвижных игр в разных возрастных группах детского сада.
- 3. Система физического воспитания детей дошкольного возраста.
- 4. Равновесие и методика его формирования у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
- 5. Роль белорусских ученых в создании современной системы физического воспитания дошкольников.
- 6. Структура и содержание физкультурного занятия.
- 7. Методика обучения общеразвивающим упражнениям младших и старших дошкольников.
- 8. Характеристика психологического здоровья ребёнка.
- 9. Формы организации физического воспитания в детском саду.
- 10. Принципы обучения дошкольников физическим упражнениям.
- 12. Содержание и методика работы по обучению дошкольников плаванию.
- 13. Создание теории и методики подвижных игр.
- 14. Техника и методика обучения детей прыжкам в длину и высоту ( с места и с разбега).
- 15. Цели и задачи физического воспитания детей.
- 16. Техника и методика обучения дошкольников ползанию, лазанию.
- 17. Индивидуальный подход к детям на физкультурном занятии с учетом уровня физической подготовленности и двигательной активности.
- 18. Основные понятия теории и методики физического воспитания дошкольников.
- 19. Классификация общеразвивающих упражнений. Требования к составлению комплексов.
- 20. Закаливающие мероприятия в системе работы детского сада.
- 21. Физкультурные досуги и праздники в детском саду. Специфика их организации и проведения в разных возрастных группах.
- 22. Теория и методика обучения детей метанию (в цель и вдаль).
- 23. Характеристика методов обучения дошкольников физическим упражнениям.
- 24. Гигиенические факторы, способствующие осуществлению задач физического воспитания детей.
- 25. Понятие о двигательных умениях и навыках. Закономерности формирования двигательных навыков у дошкол.
- 27. Техника и методика обучения детей ходьбе и бегу.
- 28. Методы исследования, используемые в теории и методике физического воспитания для детей дошкольного возраста.
- 29. Современные технологии физического воспитания детей.
- 30. Приемы регулирования физической нагрузки на физкультурном занятии. Субъективные показатели физической нагрузки.
- 31. Общая характеристика современных программ физического воспитания детей дошкольного возраста.
- 32. Способы организации детей при выполнении физических упражнений.
- 33. Организация кружковой работы по физическому воспитанию в д/у.
- 34. Содержание физкультурных занятий дошкольников.
- 35. Развитие творчества дошкольников в двигательной деятельности.
- 37. Двигательный режим детского сада, критерии его оценки.
- 38. Средства и методы развития физических качеств у детей дошкольного возраста.
- 39. Занятия физическими упражнениями с детьми после перенесенных заболеваний.
- 40. Организация туристических прогулок и походов с детьми дошкольного возраста.
- 41. Методика организации и проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах детского сада.
- 42. Построение физиологической (пульсовой) кривой нагрузки.
- 43. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьями воспитанников по проблеме физического воспитания детей.
- 44. Физкультурное оборудование и инвентарь в детском саду.
- 45. Этапы обучения детей двигательному действию.
- 46. Организация самостоятельной двигательной деятельности в дошкольном учреждении.
- 47. Оценка динамики здоровья, физического и двигательного развития детей (диагностическая карта).
- 48. Этапы и методика обучения старших дошкольников игре в бадминтон, городки.
- 49. Задачи и содержание двигательного развития ребёнка в программе дошкольного образования «Пралеска».
- 50. Индивидуальный подход к ослабленным детям на физкультурном занятий.
- 51. Общая и моторная плотность физкультурного занятия. Критерии оценки эффективности физкультурного занятия.
- 52. Этапы и методика обучения детей игре в футбол, хоккей.
- 53. Формирование основ здорового образа жизни дошкольников (анализ программы «Пралеска»).
- 54. Физическое воспитание детей, имеющих признаки психомоторной одаренности.
- 55. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
- 56. Техника и методика обучения детей ходьбе на лыжах.
- 57. Двигательно-оздоровительный режим программы: « Физкульт- Ура».
- 58. Техника и методика обучения детей катанию на коньках.
- 59. Методика обучения детей езде на велосипеде.
- 60. Строевые упражнения и спортивный танец в детском саду.