logo search
85

§2. Содержание курса

Содержание курса «Введение в школьную жизнь» - способы учеб­ного взаимодействия ребенка с учителем, со сверстниками, с самим собой. Учебное взаимодействие со взрослым предполагает способ­ность ребенка различать ситуации, требующие применения готовых образцов, и ситуации неподражательные, требующие создания новых образцов, отказа от применения старых, познавательных вопросов, с помощью которых ребенок может доопределить условия новой зада­чи самостоятельно. Учебное сотрудничество со сверстниками пред­полагает способность детей обнаруживать разницу своих способов дей­ствия и координировать их, строя совместное действие.

Учебное сотрудничество с собой предполагает прежде всего способность к адекватной дифференцированной самооценке. Развитие этих способностей происходит годами, в процессе решения детьми системы учебных задач. Наша задача - подготовить детей к встре­че с учебной задачей. Поэтому новые учебные способы взаимодей­ствия вводятся на дошкольном, неучебном материале. Задача - по­строить у детей правильный образ учительских ожиданий и дать им возможность поверить в выполнимость этих ожиданий. Задания дол-

43

жны быть беспроигрышными, выполнимыми всеми. Дети получают опыт работы в учебных ситуациях, из которых будет складываться их дальнейшая школьная жизнь - все делать по-школьному: отве­чать, вставать, открывать, слушать, советоваться и т. д.

Способы поведения в различных ситуациях в курсе делятся на два направления. Первое направление связано со сменой партнеров взаимодействия. Детей специально надо учить различать ситуации: когда отвечать на вопрос в одиночку (правило поднятой руки), когда отвечать хором, когда надо посоветоваться с соседом и дать общий ответ (групповое взаимодействие).

Второе направление поведения в учебных ситуациях связано с типами учебных заданий. В школе встречаются разные задачи: которые можно решать сразу, от решения которых нужно отка­заться (ловушка), и задачи, требующие уточняющих вопросов от детей.

Для усвоения различных способов поведения в курсе «Введе­ние в школьную жизнь» широко используются значки и жесты, помо­гающие ребенку лучше и быстрее усвоить правила (см. приложе­ние). На простых беспроигрышных заданиях дети учатся действо­вать по-школьному и понимают, что в школе ценятся разные вариан­ты ответов.