6.3. Психологическая структура деятельности педагога
Психологическая структура деятельности педагога является своеобразным отражением деятельности педагогических систем. Она представляет собой взаимосвязь, систему и последовательность действий педагога, направленных на достижение поставленных целей через разрешение педагогических задач.
Преподаватель высшего учебного заведения выполняет такие функции:
▪ организаторскую (руководитель, наставник в лабиринте знаний, умений и навыков);
▪ информационную (носитель новейшей информации);
▪ трансформационную (превращение общественно значимого содержания знаний в акт индивидуального познания;
▪ ориентационно-регулятивную (структура знаний педагога определяет структуру знаний студента);
▪ мобилизующую (перевод объекта воспитания в субъект самовоспитания, самоутверждения).
Профессиональная деятельность преподавателя высшего учебного заведения – это особая разновидность творческого интеллектуального труда. Творчество преподавателя состоит в следующих моментах:
√ в подборе методов и разработке технологий реализации цели и задач, поставленных государством перед высшей школой;
√ в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса;
√ в вооружении будущих специалистов фундаментальными знаниями;
√ в приучении студентов к самостоятельному получению максимальной информации за короткое время;
√ в развитии творческого мышления обучающихся;
√ в обучении умениям научного исследования;
√ в воспитании разностороннего, эрудированного и культурного человека.
Выполнение всех профессиональных функций педагога базируется на признании его академической свободы, под которой понимается предоставление определённых прав работникам образования (профессорско-преподавательскому составу, научным работникам и студентам вузов). Академическая свобода означает возможность для преподавателей излагать учебный материал по своему усмотрению, выбирать темы и методику для научных исследований, а для студента – получать знания согласно своим склонностям и потребностям. В то же время предоставляемые академические свободы влекут за собой ответственность руководства образовательных учреждений за создание оптимальных условий для свободного поиска истины.
Психологическая структура деятельности выступает как система и последовательность действий педагога. Это взаимосвязь действий, которые позволяют достигать поставленные цели благодаря решению педагогических задач. В ней можно выделить конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический функциональные уровни.
♦ Гностический компонент включает в себя изучение:
– содержания и способов влияния на студентов;
– возрастных и индивидуальных особенностей студентов;
– особенностей учебно-воспитательного процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
По сути гностический компонент является стержнем всех остальных компонентов.
♦ Конструктивный компонент включает в себя:
– подбор и композицию содержания информации;
– проектирование деятельности студентов, в которой эта информация может быть освоена;
– проектирование собственного поведения по отношению к студентам.
♦ Организационный компонент включает:
– информацию в процессе ее сообщения студентам;
– разные виды деятельности студентов, чтобы результаты отвечали целям системы;
– собственную деятельность и поведение в ходе взаимодействия со студентами.
♦ Коммуникативный компонент включает:
– установление педагогически целесообразных отношений с теми, на кого направлено влияние;
– установление правильных отношений с руководителями;
– соотношение своей деятельности с государственным заданием.
Психологическая структура компонентов деятельности преподавателя является динамической и постепенно изменяется в процессе овладения мастерством.
Деятельность преподавателя высшей школы имеет высокую социальную значимость и занимает одно из центральных мест в формировании общественного сознания и духовной культуры украинского общества. Для преподавателя высшей школы необходимой характеристикой является интеллигентность, то есть такое свойство, функция личности, которая выражается в обострённом чувстве несовершенства социального мира, критическом к нему отношении.
Определяющими качествами интеллигентности являются: гуманизм, высокая духовность и чувство ответственности за свои поступки, добропорядочность, способность к пониманию другого, терпимое отношение к миру и людям, безупречное соблюдение чести, непременное чувство меры во всём.
Все эти качества являются необходимым компонентом психологической структуры деятельности педагога и существенным образом влияют на эффективность решения педагогических задач.
- Модуль 2. Психологические особенности деятельности в высшей школе
- Тема 6. Психологические особенности педагогического взаимодействия
- 6.1. Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал
- Теория проблемного обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Теория учебной деятельности.
- Теория проектного обучения
- 6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы
- 6.3. Психологическая структура деятельности педагога
- 6.4. Пути повышения познавательной активности студентов
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 7. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
- 7.1. Профессиональные способности педагога
- 7.2. Профессиональная устойчивость преподавателя
- 7.3. Основные компоненты педагогического мастерства
- Педагогическая техника преподавателя высшей школы
- 7.5. Творческие аспекты деятельности преподавателя
- Преподавателя высшей школы» План
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 8. Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе
- 8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента
- 8.2. Структура авторитета преподавателя
- 8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента
- 8.4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания
- 8.5. Стратегия воспитательного процесса в высшем учебном заведении: задачи, направления, методы
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Модульный контроль 2. «Психологические особенности деятельности в высшей школе»