logo search
Госы ППО

3.4. Когнитивное

Научение понимается не как изменение поведения, а как приобретение нового знания. Основа — Толмен, эксперименты с лабиринтом. По логике ассоциативного подхода, подопытные животные усваивают последовательность реакций, которая приводит их к успеху. Что же происходит, если закрыть знакомый путь в лабиринте? Если крыса умеет достигать цель по одному маршруту, она спонтанно его меняет и безошибочно находит пищу, огибая преграды и двигаясь в правильном направлении. Животное ориентировалось не на механическую последовательность реакций, а на некоторое представление о планировке лабиринта. Толмен предположил, что животные в ходе научения формируют когнитивные карты, которые отражают пространственное соотношение объектов. Вариант когнитивного научения – инсайт (открыт в гештальпсихологии) – феномен мгновенного нахождения решения задачи, следующего за периодом неудачных проб. Он был открыт во время наблюдения за тем, как шимпанзе решали двухфазные задачи. На потолке клетки исследователь помещал фрукт. В поле зрения животного находилось несколько ящиков разного размера. Для того чтобы достать фрукт, необходимо было поставить ящики друг на друга, причем большие ящики должны были находиться внизу, а меньшие – вверху. Сначала шимпанзе пыталась достать фрукт рукой. Потерпев неудачу, животное замирало на некоторое время и затем внезапно в один прием справлялось с заданием, верно используя ящики в качестве подставки. Несколько антропоморфизируя внутренний мир обезьян, можно сказать, что сначала ящики и фрукт выступали для них разрозненными фрагментами опыта. Потом все эти элементы связались в целостную ситуацию, и решение было найдено.

Бихевиоризм дал:

1. Естественнонаучное направление развитию психологии,

2. Объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, что способствовало развитию инструментальных приемов исследования. Расширился класс исследуемых объектов: поведение животных, младенцев. Изучены проблемы научения, образования навыков.

Недостатки:

1. не учитывается психическая деятельность человека,

2. сближение психики человека и животного,

3. игнорирование процессов сознания.