Тема 6.3. Культуротворческие технологии
Сущность и типология культуро-ориентированных и культуротворческих, развивающих технологий.
Технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия современного общества. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития Детей, подростков и взрослых.
101
Различные виды творчески формирующих, развивающих технологий. Организация самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения. Развитие авторского творчества авторских школ. Повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д. Возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности. Расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих товариществ, студий, школ, центров, объединений эстетического воспитания и технического творчества. Активное внимание к художественному моделированию одежды, текстильному творчеству, ковроткачеству, вышивке, макраме, художественной обработке дерева, камня, кости и т.д.
Технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта. Метод символических и фантастических аналогий.
Мозговая атака как способ развития творческого, образного мышления. Сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности действовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией. Использование метода фокальных объектов и метода морфологического анализа для формирования ассоциативного и проектного мышления у участников социально-культурной деятельности.
Активизация поиска оригинальных творческих идей с помощью метода наводящих контрольных вопросов.
Тенденции к расширению культуротворческих процессов в открытой социальной или экологической среде. Закрепление права участников самодеятельного творчества на художественный плюрализм.
Тема в.4. Рекреативные технологии
Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.
Рекреативная методика. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. Ориентация на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта. Опора на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.
Переход к созданию долговременных «сквозных» до-суговых программ, предполагающих последовательное участие отдыхающих в зрелищных, игровых, физкультурных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Использование в оздоровительной работе методов биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и др. Реализация специфических возможностей музыкально-медитативных и театрально-оздоровительных программ, использование разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.
Организация отдыха и развлечений. Использование традиций возрождаемой народной культуры. Восстановление прежних и возникновение новых народных праздников, обрядов и ритуалов: юморин, дней смеха, спортивно-туристских праздников, праздника цветов, литературно-художественных праздников, праздника русского чая, праздников городов и др. Обогащение конкурсных, игровых, художественно-зрелищных досуговых программ. Индивидуальный, групповой, семейный туризм.
102
103
- Тема 3.3. Народная художественная культура и творчество
- Тема 3.4. Образование
- Тема 3.5. Социальная защита и реабилитация
- Раздел IV. Субъекты
- Тема 4.1. Социально-культурная деятельность как система межсубъектных отношений
- Тема 4. 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности
- Тема 4. 3. Социально-культурные институты
- Тема 4. 4. Семья как традиционный
- Практические задания
- Тема 4.5. Общественность в социально-культурной сфере
- Тема 4.6. Социальные общности и "
- Тема 4.8. Средства массовой информации
- Тема 4.9. Отраслевые учреждения и организации
- Раздел V. Ресурсы
- Тема 5.1. Понятие ресурсной базы
- Тема 5.2. Нормативный ресурс
- Тема 5.3. Кадровый ресурс
- Тема 5.4. Финансовый ресурс
- Тема 5.5. Материально-техническая база
- Тема 5.6 Информационно-методический ресурс
- Тема 5.7. Социально-демографический ресурс
- Тема 5.8. Морально-психологический ресурс
- Раздел VI. Социально-культурные технологии
- Тема 6.1. Сущность и классификация
- Тема 6.2. Культуроохранные технологии
- Тема 6.3. Культуротворческие технологии
- Тема 6.5. Образовательные технологии
- Тема 6.6. Социально-защитные технологии
- Тема 6.7. Управленческие технологии
- Практическое занятие
- Тема 6.8. Исследовательские технологии
- Практические задания
- Тема 6.9. Проектные технологии
- Тема 6.10. Альтернативные (инновационные) технологии
- Тема 6.11. Коммуникационные технологии
- Тема 6.12. Информационно-рекламные технологии
- Тема 6.13. Этнонаправлвнные технологии социокультурного обмена и сотРуДничества