logo search
гос / Gosy / Государственный экзамен по педагогике

№ 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

Содержание – это модель социального заказа требований к уровню духовного развития личности, отражение социального опыта и культуры общества.

Стандарт + учебный план + программа + учебник = определяют содержание образования.

Учебный план – документ, который определяет перечень учебных предметов, изучаемых в учебных заведениях, порядок и последовательность их изучения по годам (базисный - основной российский нормативный документ, является частью госстандарта).

Учебник – содержание учебного плана для учеников

Учебная программа – документ, который фиксирует содержание учебного предмета.

В содержание образования входят:

1. знания о природе, обществе, человеке, т.е. о мире

2. знания о способах получения этих знаний

3. умения, навыки и способы деятельности

4. опыт творческой деятельности

5. опыт эмоционально ценностного отношения к миру, друг другу

Профильное образование дает человеку знание всех тех предметов и основных наук, которые позволяют человеку самоопределиться.

Общее образование связано с политехническим – процесс овладения знаниями научно-технического и экономического производства, знаниями о сущности, основных чертах и социально-экономическом значении научного прогресса, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.

Профильное образование – образование, которое дает человеку профессию и специальность.

Знания – составляющая учебного материала, к которой относятся конкретные взаимосвязанные факты, закономерности, теоретические обобщения, термины, знания о способах действий.

Умения – действия совершаемые на основе конкретных знаний, практическое действие учащихся на основе полученных знаний.

Навыки – автоматизированное действие, которое ученик может совершать на основе ранее полученных знания и отработанных умений.

Основные положения образования, принципы, определяющие содержание образования:

Система образования состоит из трех частей:

1. Образовательные программы и стандарты:

2. Сеть учреждений образования

3. Организации управления образованием

Компоненты государственного стандарта:

  1. Федеральный компонент – обеспечивает единство образовательного пространства в России и интеграцию личности в мировую культуру

  2. Региональный (национальный) – те нормативы, которые определяются особенностями региона

  3. Школьный компонент – отражает специфику и направленность отдельного учебного направления