logo search
Учебное пособие по психологии и педагогике

Творческое мышление

Творчество может рассматриваться двояко — как ком­понент какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность.

В любой деятельности присутствует элемент творче­ства, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого эле­мента может выступать любой этап деятельности — от пос­тановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий.

Когда творчество направлено на поиск нового, ориги­нального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой слож­ную многоуровневую систему. В этой системе выделяются специфические мотивы, цели, способы действия, фиксиру­ются особенности их динамики.

Основой творческого процесса является интуитивный механизм.

Интуиция (от лат. intuerri — всматривание) — это спо­собность непосредственно, не прибегая к развернутым рас­суждениям, находить ответы на сложные вопросы, пости­гать истину, догадываясь о ней.

Творчество понимается как развивающее взаимодей­ствие, механизм движения которого имеет определенные фазы функционирования:

1. Фаза произвольного, логического поиска. На этой ста­дии актуализируются знания, необходимые для решения творческой задачи, решение которой не может быть полу­чено непосредственно путем логического вывода из имею­щихся посылок. Исследователь осознанно отбирает факты, способствующие эффективному решению, осуществляет обобщение и перенос ранее полученных знаний в новые условия; выдвигает гипотезы, применяет приемы анализа и синтеза исходных данных. На этой стадии преобладает осознанное.

2. Фаза интуитивного решения. Для этой фазы харак­терен неосознанный поиск способа решения проблем, в ос­нове которого лежит принцип двойственности результата действия человека, то есть наличие прямого (осознавае­мого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. При определенных условиях побочный продукт может оказывать регулирующее влияние на действия человека. Такими условиями являются:

► наличие побочного продукта в неосознанном про­дукте;

► высокий уровень поисковой информации;

► ясно и просто сформулированная задача;

► отсутствие автоматизации способа действия.

Необходимость в интуитивном решении задачи воз­никает в случае, если на предыдущей стадии выбранные логические приемы были неадекватны для решения по­ставленной задачи и требовались иные способы достиже­ния цели. Уровень осознанности поведения на стадии инту­итивного решения снижен и найденное решение выглядит как неожиданное и самопроизвольное.

3. Фаза вербализации интуитивного решения. Инту­итивное решение проблемы на предыдущей стадии твор­ческого процесса осуществляется неосознанно. Осознан только результат (факт) решения. На стадии вербализации интуитивного решения осуществляется объяснение способа решения и его вербальное оформление. Основой осознания результата и способа решения проблемы является включе­ние человека в процесс взаимодействия (коммуникации) с любым другим человеком, например экспериментатором, которому и описывается процесс решения задачи.

4. Фаза формализации вербализованного решения. На этой стадии формулируется задача логического оформле­ния способа решения новой задачи. Процесс формализа­ции решения происходит на сознательном уровне.

Фазы творческого процесса рассматриваются как струк­турные уровни организации психологического механизма поведения, сменяющие друг друга в ходе его осуществле­ния. Решение творческих задач осуществляется посред­ством разнообразных сочетаний уровней организации пси­хологического механизма творчества, то есть тех уровней, которые вовлекаются в процесс решения творческой задачи (постановка проблемы, выбор средств решения и т.д.).

Творческая активность возникает в условиях реше­ния творческих задач, и любой человек на какое-то время может почувствовать себя творцом. Тем не менее, диффе­ренциально-психологический анализ поведения людей в разнообразных жизненных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует ори­гинальные способы решения любых жизненных задач, — это тип творческой личности. Основной особенностью твор­ческой личности является креативность.

Креативность — интегративное качество психики че­ловека, которое обеспечивает продуктивные преобразова­ния в деятельности личности, позволяя удовлетворять пот­ребность в исследовательской активности.

Креативная личность отличается от других людей це­лым рядом особенностей:

1) когнитивных (высокая чувствительность к субсен­сорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность" воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое двигательное мышление как стратегия обобще­ния множества решений одной задачи и др.);

2) эмоциональных (высокая эмоциональная возбуди­мость, преодоление состояния тревожности, наличие стенических эмоций);

3) мотивационных (потребность в понимании, исследо­вании; самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);

4) коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).

Творчество как один из видов деятельности и креатив­ность как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития.

Творческое мышление — мышление, дающее принци­пиально новое решение проблем, приводящее к новым иде­ям, открытиям и решениям.

Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству.

1. Конформизм — желание быть похожим на другого. Люди опасаются высказывать оригинальные ид ей, чтобы не выделиться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых и сверстников.

2. Цензура — внутренняя критика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней цензурой предпочитают ждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное решение на кого-то другого. Подобная безынициативность обычно формируется у де­тей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонны критиковать действия ре­бенка по любому поводу.

3. Ригидность — трудность переключения с одной сте­реотипной точки зрения на другую. Ригидность не позво­ляет совершенствовать готовые решения, «видеть» необы­чайное в обычном, знакомом.

4. Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время творческой «паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения над проблемой.

Творческие личности — нонконформисты: они принимают требования окружающей среды лишь в той мере, в какой последние совпадают с их собственными позициями. Их представления о жизни, обществе, окружающем мире нестандартны, эти люди не находятся в плену идеологических догм. Интеллект творческих личностей синтетичен: они стремятся к установлению связи между самыми различными явлениями. Наряду с этим их мышление дивергентно: они стремятся увидеть самые разные сцепления одних и тех же вещей. На всю жизнь эта категория людей сохраняет почти детскую способность к удивлению и восхищению, они чувствительны, сензитивны ко всему необычному. Творческая личность постоянно испытывает свои внутренние возможности, ее познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Ее психическая активность надсознательна, интуитивна.

В зависимости от типологических особенностей твор­ческие личности находят самовыражение в искусстве, науке и техническом творчестве. Художественный тип личности осваивает мир посредством художественных образов, овладевает механизмами их создания, системой знаковых средств — речевых, визуальных, звуковых — для реализации эстетических позиций, миропонимания. Между художником и его почитателями существует духовное созвучие, психическое единение, образно-эмоциональное единство, ценностное сопереживание, влияющее на мотивацию поведения.

Название подструк­туры

Элементы, входящие в подструктуры

Соотношение социального и биологи­ческого

Основные связи с

Специфиче­ские виды формирования

Необходимые

уровни

анализа

отражением

осознанием

потреб­ностями

актив­ностью

Направ­ленность

Убеждения,

мировоззрение,

идеалы,

склонности,

интересы,

желания

Биологиче­ского почти нет

Отношение к отражаемому на основе опыта

В основном

осознание

будущего

Через отражение социальной нужды

Через убеждения

Воспитание

Социально-психологи­ческий

Опыт

Привычки, умения, навыки, знания

Значительно

больше

социального

Содержа­ние форм отражения

Необхо­димость осознания-прошлого

Через привычки

Через

волевые

навыки

Обучение

Психолого-

педаготи-

ческий

Психиче­ские процессы

Воля, чувства,

восприятия,

мышление,

ощущения,

эмоции,

память

Чаще

больше

социального

Формы

психического

отражения

Достаточно

осознания

настоящего

Через нужду личности

Через волю

Упражнение

Индивиду-

ально-психо-

логичесхий

Биопси­хические свойства

Темперамент; половые, возрастные, патологиче­ские свойства

Социального почти нет

Механизмы психиче­ского отражения

Только

стиль

осознания

Через биологиче­скую нужду

Через силу и подвиж­ность нервных процессов

Тренировка

Психофизио­логический Нейропсихо-логический

Таблица 1. Основные подструктуры как уровни личности, на которые накладывается характер и способности

Таблица 2. Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека

Психические свойства

Вилы темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности

Сангвинический

Холерический

Флегматический

Меланхолический

Сильный,

уравновешенный,

подвижный

Сильный, неуравновешенный, (возбудимый), подвижный

Сильный,

уравновешенный,

инертный

Слабый,

неуравновешенный, нервные процессы малоподвижны.

Скорость и сила психических реакций

скорость

высокая

очень высокая

медленная

средняя

сила

средняя

очень большая

большая

большая

Экстра версия или интро версия

экстраверт

экстраверт

интроверт

интроверт

Пластичность или ригидность

пластичный

пластичный

ригидный

ригидный

Сензитивность, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, их экспрессия и эмоциональная устойчивость

возбудимость

умеренная

высокая

слабая

высокая

сила

средняя

очень большая

слабая

большая

экспрессия

умеренная

повышенная

пониженная

повышенная

устойчивость

устойчив

неустойчив

очень устойчив

очень неустойчив