logo search
85

Тема 12. Учимся спорить

Задачи: формировать умение вести дискуссию; введение кри­териев оценки: «ровно», «точно».

Оборудование: знаки, демонстрационный лист «Зрительные ил­люзии», карточки со зрительными иллюзиями по 1 на парту, тетрадь, линейка, простой карандаш.

Ход урока

Организационный момент Игра «Как живете, мои дети?»

- Молодцы! Все работаете очень дружно. Значит, можно пред­ложить вам задание: проверить работу Незнайки. Незнайка написал: «Теперь пора года весна. На красный свет можно переходить улицу. Груши растут на березе. Я живу в городе Минске. Слоны живут на севере».

Дети знаками «+ -» отмечают правильность высказываний.

Индивидуальная работа «Создаем беговые дорожки для жуков и гусениц»

- Жуки и гусеницы решили посоревноваться в беге. Им нужны абсолютно одинаковые беговые дорожки. Учитель показывает, как работать с линейкой и карандашом, учит чертить отрезки. Дети де-

73

лают несколько тренировочных отрезков. Вам надо начертить до­рожки длиной 7 см. Начертите 5 дорожек и выберите самую луч­шую. Какой должна быть самая лучшая дорожка? (ровная, точная). Что значит ровная? Выберите самую ровную дорожку и поставьте возле нее «+». Что значит точная? Как проверить точность? Измерьте еще раз дорожки и выберите самую точную. Какой знак возле нее поставите?

Разыгрывание сценки ссоры

Учитель разыгрывает сценку с Буратино и Незнайкой, которые, начертив дорожки для жуков и гусениц, затеяли ссору:

- Забирай, Буратино, свои дорожки. Они неровные.

- Неправда! Я их хорошо вымерил.

- Нет, для жука ты сделал длиннее.

- Нет, одинаковые.

- Нет, длиннее.

- Ты плохой судья.

- А ты косой и слепой.

- Смогли ли наши герои договориться? (нет, они ушли от пред­мета спора и перешли на личные оскорбления). Почему это произош­ло? (забыли о взаимоуважении). Какое простое доказательство было в этой ситуации? (линейка).

Работа в парах. Взаимопроверка

Ученики обмениваются листочками и проверяют работу сосе­да, если они согласны с оценкой, то рисуют кружок и ставят в него знак плюс, если не согласны - минус. Пара договаривается, чья до­рожка будет для гусениц, чья для жуков. У жуков есть усы (показы­вают руками) - пририсовывают их к дорожке. А у гусениц голова имеет форму стрелки (складывают руки) - пририсовывают к дорож­ке гусениц стрелки.

Динамическая физкультминутка Подведение итогов совместной работы

- Скажите, пожалуйста, как вам удалось договориться и выб­рать одинаковые дорожки? Кому пришлось поспорить? Кто пос­сорился из-за этого спора? Почему? Кто не ссорился? Что вы для этого делали? Как вы доказывали? Можно ли было на глаз опре­делить длину дорожек и сравнить их? (нет). Правильно, усики жуков и головы гусениц привели к оптическому обману - иллю­зии. Учитель хвалит всех, кто сумел сделать замечания, никого не обидев.

74

Разыгрывание новой ситуации спора

- Попробуйте разыграть сценку спора Буратино и Незнайки пра­вильно, по-школьному У кого получилось? Покажите всем (смотри приложение).

«Волшебные рейки»

- Оптическая иллюзия - рейки как бы раздвинулись. А сейчас поиграем в игру «Угадай-ка». Вот у меня две рейки, а в них я нарисо­вала стрелки (смотри приложение). Отгадайте, везде ли одинаковое расстояние между рейками?

Учитель провоцирует детей на разные высказывания и добива­ется выхода на доказательство.

- Как мы уже умеем доказывать? (с помощью линейки). Как линейка может нам помочь сейчас?

На парту выдается по одному образцу и дети самостоятельно определяют ширину полосы между рейками. Учитель поощряет ра­боту тех детей, которые делали это дружно, спокойно.

Физкультминутка танцевальная «Давайте жить дружно»

Итог урока

- Кому сегодня было интересно на уроке? А кому было трудно? Как же так, некоторым детям было и интересно, и трудно. Разве так бывает? Действительно, в школе бывает трудно, но это все равно интересно для школьников. Чему научились сегодня на уроке?

Мой урок

- Я думаю, сегодня мы можем положить добрые слова в вол­шебную шкатулочку для нашего урока. Я пойду по классу и соберу эти добрые слова.