logo search
khrest_po_i-i_gl_2_s_192-257doc

О внешней среде при воспитании

Если при воспитании внешняя обстановка, окружающая ребен­ка, есть очень важный и влиятельный фактор, то разрешение во­проса, какова наилучшая внешняя среда в педагогическом отно­шении, имеет громадное значение. Хотя нельзя взять на себя зада­чу определить в точности и подробно педагогическую внешнюю среду, так как последняя зависит от тысячи неуловимых мелких обстоятельств, (с. 234) изменить которые не всегда в силах человека, но представить общую картину жизни, которая должна окружать ре­бенка, возможно.

Несмотря на то, что жизнь человеческая дробится и перелива­ется в бесконечно разнообразные формы, можно всякую жизнен­ную обстановку подвести под одну из следующих двух основных форм: ...искусственная или естественная. <...>

Невозможно поставить границу, где начинается искусственная и где кончается естественная жизнь. <...> Для ребенка все то есте­ственно, что он понимает без объяснения, все то, где он может связать причину с действием, с результатом; искусственно же для него все то, что он не может охватить кругозором своего понима­ния и причина которого, несмотря на всякое пояснение, не дела­ется ему ясною. Дитя, ходящее или перевозящее стул, никогда не спросит: отчего я хожу, отчего стул движется, хотя оно и не по­нимает физической причины того и другого; но оно чувствует, что, передвигая ноги, оно проходит пространство, и этого ему достаточно. <...> Все простое, понятное есть естественная среда для ребенка, все непонятное, сложное — искусственная среда. Отсюда не следует, что все то, что искусственно, дурно и вредно; рассуждая таким образом, действительно можно дойти до жела­ния дикого, первобытного состояния человека. <...>

Развитие ребенка идет вперед сообразно с его летами и со сте­пенью труда и талантливости, которые окружающие его люди употребляют для того, чтобы продвинуть его вперед. Следователь­но, то, что непонятно ребенку в нынешнем году, может ему быть ясным в будущем году, через два года и т.д., когда дитя сделается зрелым, когда для него уже все делается известным и понятным и когда, в смысле педагогическом, для него нет более естественно­сти и искусственности. Следовательно, окружающая среда должна для ребенка меняться, сообразно с его возрастом, постепенно осложняясь. <...>

Все детство можно было бы разделить на периоды, и для вся­кого назначить приблизительную среду. Переходы, конечно, не могут и не должны быть резкими, как вообще не резок рост и развитие ребенка. Искусство воспитания заключается именно в том, чтобы ставить ребенку всегда соответствующую его разви­тию среду, которая в состоянии развить его еще дальше. Познание и неумение воспитателей и родителей в этом отношении есть одна из самых вредных педагогических ошибок, и, к несчастью, более неисправимых. Поставьте маленькому, слабому ребенку слишком разнообразную среду, наводняйте его новыми предметами, за­гружайте его голову разными пояснениями того, что должно ему остаться неизвестным, и вы сделаете ребенка умственно слабым, рассеянным, несамостоятельным и, в конце концов, фатом. (с. 235) На­против, держите его слишком долго в тесной, ничем не обновля емой среде, обставьте его предметами, над которыми невозмож­на никакая самодеятельность, и из такого мертвого дома выйдет мертвый притуплённый ребенок, если, помимо желания родите­лей, не проникал случайно в мрак неподвижности какой-нибудь посторонний жизненный луч. <...>

Спрашивается, какая среда должна считаться наилучшею для маленьких детей, начиная от 3 или 4 лет? До этого возраста дети знакомятся только с предметами внешней среды, и им должно позволять ставить их в какую угодно комбинацию — и больше они ни в чем не нуждаются. Но на четвертом году пора ребенку иметь какую-нибудь правильную, полезную для него деятельность. При­ближение этого периода очень заметно в нормальном ребенке; он часто скучает, не знает, что делать, любимые его прежние заня­тия уже не возбуждают в нем такого интереса, как прежде. Скажи­те ребенку: строй из кубиков, вырезай, он откажется или нехотя возьмется; но затейте какое-нибудь необычайное для него дело и позвольте ему участвовать в нем — и глазенки его заблестят от радости, во всех движениях проявляется энергия и бодрость. Те­перь вопрос в том, какие же это дела так нравятся маленькому, желающему работать ребенку? Дела эти самые несложные с самы­ми несложными предметами. <...> Это занятия суть те, которые называются хозяйственными в общежитии, но в сущности это суть те процессы, посредством которых мы удовлетворяем нашим первым, насущным потребностям: потребностям голода, жажды, удобства и т.д. Нет для маленького ребенка лучшего занятия, неже­ли занятие по хозяйству.

Выполняя хозяйственные занятия, он серьезно трудится, ибо труд его не пропадает даром, он приносит пользу ему самому и другим. Это не то, что строение из кубиков, разрушающееся еже­минутно, или разрезание бумаги, которая бросается в печь, или плетение никому не нужных плетенок. Это совсем другое, и ребе­нок отлично чувствует это. Исполняя хозяйственные занятия, он занят соответственным его силам и приятным ему трудом. Меха­ническая часть работы развивает его физическую силу, немехани­ческая развивает его сметливость, ловкость и способность целесо­образной деятельности. И таких хозяйственных занятий можно насчитать очень много. <...>

Неизменная педагогическая истина говорит: воспитатель дол­жен быть неразлучен с воспитанником и должен во всем подавать ему пример.

Мать или воспитательница должна сама делать все то, что она находит полезным, чтобы ее ребенок делал. Последний, видя взрос­лого за неизвестным занятием, вызывается сам делать то же са­мое, следовательно, не нужно никакого приказания или просьбы со стороны взрослых. Великая польза в том, чтоб дитя само по­чувствовало желание что-либо выполнить, а чтоб его не гнали ежеминутно от одного дела к другому. (с. 236) Хозяйственные занятия, кроме вышеизложенных педагогических выгод, имеют еще то пре­имущество, что они всегда возбуждают желание ребенка участво­вать в работах, не продолжаясь слишком долго, увенчиваются все­гда успехом, т.е. конечным результатом, и применяются к жизни, не утомляют детей и поощряют их закончить, довершить начатое дело.

Сорокин Питирим Александрович (1889- 1968) ,

социолог и социальный психолог.