logo search
Учебное пособие по психологии и педагогике

Восприятие и его свойства

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощуще­ния, но и через восприятия. Обе эти формы представляют звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но каждая имеет свои отличи­тельные особенности.

И ощущение, и восприятие являются чувственным отоб­ражением объективной реальности, существующей неза­висимо от сознания, на основе ее воздействия на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие осознание чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно предстает мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлечен­ных в многообразные отношения. Этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участ­никами которых мы являемся. А ощущение — отражение отдельного чувственного качества или недифференциро­ванные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различа­ются как две различные формы или два различных отноше­ния сознания к предметной действительности. Ощущение и восприятие, таким образом, едины и различны. Они составляют сенсорно-перцептивный уровень психического отражения.

В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления: не свет, а светящиеся предметы; не запахи, а пахнущие объекты. Поэтому на основе ощущений должен строиться познава­тельный процесс более высокого уровня, как процесс отра­жения предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств, иначе познание мира будет невозможным. Таким процессом и является восприятие.

Восприятием называют психический процесс отраже­ния предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воз­действии их на органы чувств.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отде­льные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и проте­кает вместе с ощущениями. В ходе восприятия происхо­дит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качес­твенно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, входя­щими в состав предмета или явления. Это качественно новая ступень познания, когда складываются отношения типа: объект – субъект и субъект – объект.

Восприятие — активный процесс отражения окружа­ющего мира, тесно связанный с деятельностью, выполня­емой человеком. Важной составной частью восприятия являются движения: движения глаза, рассматривающего предмет; движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним и т.д. Без движения глаза нет, например, зрительного восприятия.

Результаты многочисленных исследований в области зрительного восприятия и осязания показали, что можно выделить четыре уровня операции или четыре уровня пер­цептивного действия: обнаружение, различение, иденти­фикация и опознание. Первые два относятся к перцептив­ным, последние — к опознавательным действиям.

Обнаружение — исходная фаза развития любого сен­сорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.

Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее — форми­рование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специ­фического сенсорного содержания в соответствии с особен­ностями предъявляемого материала и стоящей перед субъ­ектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно, осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождест­вление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объ­екта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специаль­ного обучения и практики.

Современные взгляды на процесс восприятия имеют своими истоками две противоположные теории. Согласно первой, теории гештатьта (образа), нервная система животного и человека воспринимает не отдельные, внешние стимулы, а их комплексы: например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности. Приверженцы противоположной теории бихевиористы доказывали, что реально существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, и приписывали способность к синтезу только головному мозгу. Современная наука пытается примирить эти противоположные точки зрения. Предполагается, что восприятие изначально носит комплексный характер, но это все же является продуктом синтезирующей деятельности коры больших полушарий мозга.

Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Она же опреде­ляет содержание человеческого восприятия. Благодаря речевому мышлению восприятие человека отличается от восприятия высших животных. Мышление включается в акт восприятия, речью обозначается предмет восприятия. Вторая сигнальная система делает воспринимаемый пред­мет словесным сигналом, определяет понимание первосигнальных раздражителей, придает восприятию человека произвольный характер, связывает восприятие с актив­ностью личности.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора и меж­анализаторные связи. Первый случай наблюдается при воз­действии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Это может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздейст­вующих на слуховой анализатор, или произведение живо­писи, представляющее своеобразное сочетание отдельных цветов, воздействующих на зрительный анализатор. И в том, и в другом случае комплекс раздражителей действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только на сами частные раздражители, вхо­дящие в комплекс, но и на их соотношение — временное, пространственное. В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.

Другой вид нервных связей, образующихся при воздей­ствии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов. Взаимодействие системы анализато­ров может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных. При восприятии лек­ции студент видит преподавателя, слышит его речь, запи­сывает основное содержание лекции. Комплекс действую­щих раздражителей вызывает возбуждение в зрительных, слуховых, двигательных рецепторах. Возникшее возбуж­дение передается в мозговые корковые центры. В резуль­тате образуются сложные системы временных нервных связей, определяющие целостность восприятия.

Восприятие любого нового предмета совершается на основе имеющихся у человека опыта, знаний. Поэтому в процессе восприятия происходит оживление некоторых ранее выработанных связей. Вследствие этого образуются сложные интегративные нервные процессы, в которые вхо­дит возбуждение от действующих комплексных раздражи­телей и оживление временных нервных связей, выработан­ных в прошлом опыте.

К основным свойствам восприятия относятся: цело­стность, структурность, избирательность, предметность, константность, осмысленность. Рассмотрим их.

Целостность восприятия состоит в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситу­ация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть пред­мета). Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части этого объекта.

Отдельные, разрозненные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование.

С целостностью восприятия связана его структур­ность. Восприятие не является простой суммой ощуще­ний. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные зву­ковые ощущения различны.

Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дом мы воспринимаем и интерпретируем как дом вне зави­симости от частных признаков данного конкретного дома). Осознанность восприятия неразрывно связана с отраже­нием отношений между элементами воспринимаемого объекта. В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднено, затрудняется и восприятие предмета в целом.

Избирательность восприятия проявляется в преиму­щественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Предметность восприятия проявляется в отнесен­ности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности.

Константность определяется как способность воспри­нимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Осмысленность (категориальность) восприятия про­является в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем сло­вом — понятием, относим к определенному классу. В соот­ветствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Одну и ту же информа­цию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зави­симости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит назва­ние апперцепции.

Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт у человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Поставив цель — выделить звук какого-либо инструмента в оркестре, это удается сделать. Звук этого инструмента выступит на передний план, станет объектом восприятия, все же остальное составит фон восприятия.

Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. Описано много случаев, когда восприятие субъекта искажалось под влия­нием установки. В процессе восприятия участвуют и эмо­ции, которые могут изменять содержание восприятия.

В основе классификации восприятий, так же как ощуще­ний, лежат различия в анализаторах, участвующих в вос­приятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаи­модействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий.

Различные виды восприятия редко встречаются в чис­том виде, обычно они комбинируются, и в результате воз­никают сложные виды восприятий. Так, восприятие сту­дентом текста учебника включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации восприятий явля­ются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выде­ляют восприятие пространства, восприятие времени и вос­приятие движения.

Центральной категорией познавательных процессов, в частности восприятия, выступает категория образа. Здесь различают стимульную и деятельностную парадигмы построения образа. Первая подчеркивает, что воздействующие раздражители являются главным фактором возникновения психических образов. Деятельностная парадигма основывается на том, что любой психический образ, кроме ощущения, имеет подлинно активную, а не реактивную природу. Стимуляция органов чувств служит не толчком к началу построения образа, а лишь средством для проверки, подтверждения или коррекции перцептивных гипотез, которые строятся субъектом непрерывно в качестве средства “вычерпывания” информации из окружающего мира. Образ, который мы видим есть не что иное, как наша собственная перцептивная гипотеза, апробированная сенсорными данными. Если механизм проверки гипотезы каким-то образом нарушается (заболевание, усталость, наркотики, изоляция), то можно “увидеть” собственную гипотезу, которой ничто не отвечает во внешнем мире. Так появляются галлюцинации. Выделяют также псевдогаллюцинации, когда образы проецируются не во внешнее пространство, а во внутреннее: голоса звучат в голове, видения воспринимаются умственным взором. Они не идентифицируются с реальными объектами. Псевдогаллюцинации вощникают спонтанно, независимо от воли человека, они носят навязчивый характер.

от галлюцинаций следует отличать иллюзии, т.е. ошибочное восприятие реальных вещей или явлений. Различают следующие иллюзии:

- аффективные – чаще всего обусловленные страхом или тревожным подавленным настроением. Так даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем;

- вербальные – заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих. Например, человеку кажется, что эти разговоры содержат угрозы в его адрес;

- парейдолические - вызываются снижениме тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Они проявляются в виде превращения обычных узоров, трещин на стене в сказочных чудовищ и т.п.

В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер и становится наблюдением. Оно проявляется в способности подмечать внешне малозаметные и малозначительные признаки явлений, объектов. С одной стороны, наблюдение обусловлено чувствительностью анализаторов, с другой – особенностями памяти, мышления, прошлым опытом, направленностью, предпочтениями.

Для рационального и успешного восприятия необходимо:

Чтобы восприятие информации было эффективным нужно осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать все свои знания, чтобы сделать этот процесс более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации.