logo search
MPM_TEmerbekova

6. Задачи как средство обучения математике

Роль задач в обучении математике Классификация задач Виды задач и их функции Основные компоненты задачи Этапы решения задачи Организация обучения решению математических задач Индивидуальное решение задач

РОЛЬ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

При обучении математике задачи имеют образовательное, прак­тическое, воспитательное значение. Они развивают логическое и алгоритмическое мышление учащихся, вырабатывают практиче­ские навыки применения математики, формируют диалектико-материалистическое мировоззрение, являются основным средством развития пространственного воображения, а также эвристического и творческого начал.

При обучении теоретическим знаниям задачи способствуют моти­вации введения понятий, выявлению их существенных свойств, усвое­нию математической символики и терминологии, раскрывают взаимо­связи одного понятия с другими.

В процессе изучения теоремы задачи выполняют следующие функ­ции: способствуют мотивации ее введения; выявляют закономерности, отраженные в теореме; помогают усвоению содержания теоремы; обеспечивают восприятие идеи доказательства, раскрывают приемы доказательства; обучают применению теоремы; раскрывают взаимо­связи изучаемой теоремы с другими теоремами.

С изменением роли и места задач в обучении обновляются и видо­изменяются и сами задачи. Раньше они формулировались с помощью слов «найти», «построить», «вычислить», «доказать», в современной школе чаще используются слова «обосновать», «выбрать из различных способов решения наиболее рациональный», «исследовать», «спрогно­зировать различные способы решения» и т.д.

обучающие (неизвестен один из четырех компонентов задачи);

заключение, К— решение, С — базис решения задачи) неизвестны ре­шающему, сформировалась следующая типология:

1-й тип — известны все компоненты (АСКВ);

2-й тип — неизвестен один компонент:

а) ...СКВ; б)А...КВ; в) АС...В; т)АСК...;

3-й тип — неизвестны два компонента:

а) А В; б) ...СК... и т.д.;

4-й тип — неизвестны три компонента:

а) В; 6) А ; в) ...С ; г) К....

По методам решения:

По числу объектов в условии задачи и связей между ними:

По компонентам учебной деятельности:

Кроме того, различают задачи: стандартные и нестандартные; тео­ретические и практические; устные и письменные; одношаговые, дву-шаговые и др.; устные, полуустные, письменные и т.д.