Тема: «Согласные парные и непарные»
Цели урока:
Воспитание любознательности, любви к родному языку, умения помогать товарищам.
Развитие умения сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными на конце слова.
Ознакомление учащихся со словами с парными согласными, которые нужно проверять (проверяемыми), и словами, с помощью которых можно проверить (проверочными). Формирование умения проверки парной согласной на конце слова.
Оборудование: у учащихся карточки: № 1 (для индивидуальной работы); № 2 (карточка помощник), рисунок домика Вопросника, карточки со словами: шкаф, утюг, мороз, слоне, сыр, смех, заяц, ключики.
Ход урока:
Организация внимания.
Актуализация знаний.
Наблюдение над согласными.
На доске: Волны бьются о борт корабля. Скоро судно придет в порт.
Ребята, найдите слова, которые отличаются только одним звуком.
п/о – Борт – порт.
Какие звуки в этих словах разные?
П/о – [б] [ п ]
Что у этих звуков общего? Чем они отличаются?
П/о – Общего, что они согласные, парные, твердые. А различаются они тем, что [б] – парный звонкий, [ п ] – парный глухой.
А какие еще парные согласные вы знаете?
П/о б в г д ж з
п ф к т ш с
Чистописание.
На доске: б … г … ж …
п…ф … т … с…
Допишите ряды. Назовите звонкие (глухие) согласные.
Постановка учебной задачи.
Дети получают карточки № 1 с заданием: вставить пропущенные буквы
ду. кру. са. ё. гла. шка.
Какие буквы вы вставили?
Учитель на доске фиксирует ответы детей.
Ду(б,п) кру(г,к) са(д,т) ё(ж,ш) гла(з,с) шка(в,ф).
Получились разные варианты. Как же определить кто же прав?
Г де возникло затруднение?
Почему это затруднение возникло?
Что можно сказать о буквах, которые можно написать по-разному?
Что мы должны научиться делать на уроке?
Какова же тема нашего урока?
IV. Построение проекта выхода из ситуации.
Выдвижение гипотезы.
Учащимся предлагается поработать группами с карточками – помощниками.
Мороз - морозы Гриб - грибы Карандаш – карандашик Куст - кустик
Что вы заметили?
п/о – Мы заметили, что в первом слове пары стоял парный согласный, который слышался нечетко, оглушался. А во втором слове он слышится ясно.
А почему он слышится ясно? Что изменилось?
п/о – Рядом с согласной стоит гласная.
- Попытайтесь составить правило, которое поможет правильно записать согласную букву на конце слова.
Проверка гипотезы.
Давайте попробуем проверить, объяснить выбор буквы в наших словах.
Что нужно сделать со словом ду(б,п).
п/о – Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
А как изменим?
п/о – Много – дубы.
Ласково – дубок. В слиянии буква б. Значит в слове дуб пишем б.
Запись слов в тетради с проверочным.
Дуб – дубок
Круг – круги
Сад – сады
Еж – ежи
Глаз-глаза
Шкаф – шкафы (Слова II столбика помогли нам проверить согласный на конце – мы их назовем проверочными).
Первичное закрепление.
Упр. 118, с. 127.
Какие звуки слышим на конце слов? А какие буквы написаны? Объясните, почему?
Подберите проверочные слова.
Физминутка.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лед – на льды –
Будешь грамотным и ты.
Вывод. Включение в систему знаний.
1. Самостоятельная работа учащихся.
Упр. 119, с. 128.
Взаимопроверка в парах.
2. Игра «Домик Вопросика».
Ребята в этом домике живет Вопросик, а с ним слова, в которых есть парный согласный на конце.
Вот эти слова очень бы хотели бы стать жильцами этого домика. Найдите те из них, с которыми будет рад жить Вопросик и кому мы вручим ключик.
Докажите.
На магнитной доске на карточках слова: шкаф, утюг, мороз, слон, сыр, смех, заяц. Дети находят слова и «дают» ключики.
IХ.Итог урока.
Какую тему урока мы рассмотрели?
С каким правилом правописания парной согласной познакомились?
Кто может без ошибки записать слова с парной согласной на конце слова?
- Введение
- Сущность понятия педагогическая технология
- Классификация педагогических технологий
- Особенности технологий личностно-ориентированного обучения
- Модель личностно-ориентрованого обучения
- Технология использования типовой схемы учебного занятия
- Структурные элементы учебного занятия
- Технология проектного обучения
- Технология педагогических мастерских
- Система действий учителя и учащихся на различных этапах
- Технология развивающего обучения (система д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова)
- Система действий учителя и учащихся при решении учебной задачи
- Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся в системе развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Технология развивающего обучения (система л.В. Занкова)
- Приемы создания проблемной ситуации:
- Проблемный урок
- Тема: «Приемы письменных вычислений с переходом через разряд»
- Проблемный урок.
- Тема: «Цепи питания животного мира лесной зоны»
- Проблемный урок.
- Тема: «Одинаково ли пишутся ударные и безударные падежные окончания имен существительных в одинаковых падежах.
- Проблемный урок
- Тема: «Согласные парные и непарные»
- Проблемный урок
- Тема: «Умножение суммы на число»
- Буриме (вариант выполнения задания группой «Поэты»)
- Педагогическая мастерская
- Тема: в.А. Осеева «Синие листья»
- Педагогическая мастерская
- Примерные учебные проекты для учащихся начальной школы Тема проекта «Мое растение»
- Тема проекта: «Леса России»
- Тема проекта: «Весна на подоконнике»
- Тема проекта: «Очень умелые ручки (изготовление игольницы)»
- Тема 1. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на современном этапе (6 часов)
- Тема 2. Современные образовательные технологии(6 часов)
- Тема 3. Особенности технологий личностно-ориентированного обучения (6 часов)
- Тема 4. Учебное занятие в условиях реализации личностно-ориентированного обучения (4 часа)
- Тема 5. Особенности технологии проблемного обучения (10 часов)
- Тема 6. Основы технологии проектного обучения (10 часов)
- Тема 7. Особенности технологии педагогических мастерских(10 часов)
- Тема 8. Основы развивающего обучения (18 часов)
- 9. Выполнение квалификационной работы ( 6 часов)
- Учебно-тематический план проблемных курсов «современные образовательные технологии в деятельности учителя начальных классов»