logo search
85

§1. Методологические основы преемственности

Для правильного понимания проблемы преемственности, ее пси­хологических, педагогических и организационных аспектов большое значение имеет анализ ее методологических основ.

Методологическими основами преемственности в процессе раз­вития являются диалектические законы единства и борьбы противо­положностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. Особая роль принадлежит последнему закону. Как известно, новое не просто отрицает старое, оно постепенно вы­зревает в старом и в последующем сохраняет его черты.

Общеметодологические идеи преемственности в процессе сво­его развития были реализованы применительно к таким наукам, как педагогика и психология.

Концептуальные основы преемственности в психологическом аспекте представил Л. С. Выготский, который выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии личности. Он под­черкивал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития.

Обосновывая это положение, Л. С. Выготский отмечал, что обучение и развитие в школе соотносятся друг с другом так, как зона ближайшего развития и уровень актуального развития. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет его за собой. Но обучить ребенка возможно только тому, чему он способен обучиться... Значит, обучение должно ориен­тироваться на уже пройденные циклы развития, на свой низший по­рог; однако оно опирается не столько на созревшие, сколько на созре­вающие функции. Оно всегда начинается с того, что у ребенка еще не созрело. Возможности обучения определяются законом его бли­жайшего развития» [5; с. 449].

Эти положения, выдвинутые Л. С. Выготским, задают четкую систему координат для теоретической трактовки преемственности, с одной стороны, в развитии личности, с другой - в развитии и дина-

10

мике самого воспитательно-образовательного процесса. Преемствен­ность возможна благодаря тому, что новое опирается на достигну­тый уровень развития, а также благодаря осуществляемому на этой основе прогнозу, что и определяет в итоге логику педагогического процесса, обеспечивая ему необходимую последовательность, а зна­чит, и преемственность в формах, содержании и методах работы.

В последнее время большую роль в понимании сути преем­ственности сыграли вопросы построения системы непрерывного об­разования, реформы средней школы. Отстаиваются позиции гумани­зации всей структуры образования, утверждается личностно-ориен-тированный подход. Отсюда и принципиально новые модели постро­ения воспитательно-образовательного процесса, опирающегося на закономерности развития личности ребенка, становление его соци­альной активности.

Проблема преемственности в обучении и воспитании явля­ется комплексной, ее разрешение требует совместных усилий специалистов различных областей: медиков, психологов, педаго­гов, социологов и др. Поэтому ее нельзя определить лишь как вза­имосвязь между отдельными элементами педагогического про­цесса в детском саду и начальной школе. Так, А. В. Запорожец отмечает, что под преемственностью следует понимать «...внут­реннюю органическую связь общего физического и духовного раз­вития на границе дошкольного и начального детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени формирования личности к другой» [10; с. 223].

На основании сказанного можно дать определение преемствен­ности в работе дошкольных учреждений и начальной школы.

Под преемственностью понимается непрерывность на грани­цах двух этапов или форм обучения: детский сад - школа, единая организация этих этапов в рамках целостной системы образования. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образо­вания на всем протяжении обучения от детского сада до средней школы. Преемственность между дошкольным и начальным звенья­ми образования следует рассматривать как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, мето­дов, средств, форм, организации), обеспечивающих эффективное по­ступательное развитие ребенка, его успешное воспитание и обуче­ние на данных ступенях образования.

Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного воз­раста должна вестись, исходя из принципа «не навреди», и быть на-

11

правленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

Одним из результатов реализации преемственных связей меж­ду дошкольным и начальным звеньями должно стать развитие веду­щей деятельности каждого периода детства (игровой - в дошколь­ном, учебной - в младшем школьном) как важнейшего фактора пси­хического и личностного развития ребенка и безболезненной адапта­ции к последующей ступени образования.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования - это система мер, направленная на выбор технологий воздействия на развитие ребенка и создание условий, обеспечиваю­щих сохранение психического и физического здоровья детей.

Преемственность между дошкольным воспитанием и школьным обучением детей всегда относилась к числу наиболее важных педа­гогических проблем. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать се­годня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни посте­пенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», - так В. А. Сухо-млинский представлял преемственность между дошкольным и школь­ным возрастом [21; с. 15].

Однако проблема преемственности снова и снова обсуждается на самом разном уровне - среди ученых, работников образования, широкой общественности. Не уменьшаются претензии со стороны школы в адрес дошкольных учреждений, а со стороны работников детских садов - к учителям начальной школы.

Это обусловлено не только важностью данной проблемы и не­обходимостью ее корректировать в соответствии с социальной ситу­ацией. Главная причина такого положения (по мнению Н.Ф. Виногра­довой, доктора педагогических наук, профессора) состоит в том, что она решается «смежниками» параллельно. Дошкольное звено и на­чальная школа представляют собой две стороны, которые разделяет полоса отчуждения, и каждая сторона борется со своими проблема­ми в одиночку.

Преемственность как одно из условий непрерывного образова­ния есть, во-первых, определение общих и специфических целей об­разования на данных ступенях, построение содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической систе­мы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).

12

Такое понимание преемственности обеспечивает:

- на дошкольной ступени - сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребен­ка, его готовности к взаимодействию с окружающим миром; разви­тие ведущей деятельности как фундаментального новообразования дошкольного периода;

- на начальной ступени - опору на наличный уровень достиже­ний дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интен­сивного развития, специальную помощь по корректировке несформи-рованных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятель­ности как фундаментального новообразования младшего школьного возраста и перспективное развитие экс-ведущей деятельности и форм взаимодействия с окружающим миром.

Итак, в содержании преемственности можно выделить два ас­пекта: закономерности развития личности; содержание, цели, формы и методы педагогической деятельности, обеспечивающей это раз­витие. С психологической точки зрения преемственность заключа­ется в формировании определенного уровня готовности к школе и в обеспечении условий для благоприятной адаптации детей к систе­матическому обучению. Следовательно, основная задача педагогов будет заключаться в том, чтобы создать необходимые педагогичес­кие условия для завершения подготовки детей к школе, что является предпосылкой для овладения основами учебной деятельности, усво­ения новой социальной роли - роли ученика, для успешной адаптации шестилеток к школьной жизни.