Предисловие.
В основе содержания данного учебно-методического пособия лежит проблема диагностики умственной отсталости и ранней психологической помощи лицам с умственной отсталостью; рассмотрение вопроса о специфических закономерностях психического развития умственно-отсталого ребёнка; проблема когнитивной деятельности, эмоциональной и личностной сферы у названной категории лиц и возможность их социальной адаптации.
Объектом изучения являются лица с умственной отсталостью.
В пособии рассматриваются следующие аспекты: умственная отсталость как тип отклоняющегося развития, история выделения данной категории детей, её причины и основные формы, ядерные признаки и степени умственной отсталости, роль Л.С. Выготского в определении психологической сущности умственной отсталости. Динамическая теория детского слабоумия К. Левина. Особенности двигательной сферы, мыслительной деятельности и речи умственно отсталых детей и подростков, своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти, эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью.
Особое внимание уделяется вопросам трудового воспитания и социальной адаптации умственно отсталых лиц, а также вопросам диагностики и ранней психологической помощи.
Большое внимание уделяется профессиональной деятельности специального психолога и олигофренопедагога, так как она направлена на обучение и воспитание, организацию психолого-педагогического сопровождения лиц со стойким нарушением интеллекта. Задача педагогического вуза в подготовке специалистов данного профиля заключается в формировании глубоких теоретических знаний по базовым дисциплинам, среди которых значительная роль отводится психологии лиц с умственной отсталостью.
Данное пособие адресовано студентам дефектологического факультета, а также практическим психологам и педагогам, чья профессиональная деятельность связана с изучением, обучением и воспитанием лиц с умственной отсталостью.
Данная дисциплина изучается на II – III курсе (в 4 и 5 семестрах), сведения из этого курса являются основополагающими для реализации последующих дисциплин, а также является необходимым условием для осуществления непрерывной педагогической и психологической практики в специальных учреждениях, участия студентов в научных кружках по специальности, подготовки курсовых и дипломных проектов.
Основная цель пособия – максимально способствовать углублению и обобщению знаний, составляющих методологическую, теоретическую и практическую основу психологии лиц с умственной отсталостью.
В данном учебно-методическом пособии представлены традиционные и новые тенденции исследований в области специальной психологии и психологии лиц с умственной отсталостью, что делает возможным реализацию следующих задач:
- раскрытие основных закономерностей психического развития лиц с умственной отсталостью;
- формирование у будущих специальных психологов профессионального мировоззрения на природу и сущность умственной отсталости;
- обучение студентов умению выявлять и объяснять общие и специфические закономерности функционирования психики у детей с интеллектуальным недоразвитием;
- привитие навыков научного психологического исследования для познания разнообразных явлений психической жизни лиц с нарушением интеллекта;
- умение использовать психологические знания в дифференциальной диагностике, а также в целях совершенствования практической работы по обучению, воспитанию, социальной адаптации лиц с умственной отсталостью.
Данная дисциплина ориентирована на диагностическую, консультативную, психопрофилактическую, коррекционно-развивающую, культурно-просветительскую, социально-педагогическую, организационно-управленческую, научно-методическую профессиональную деятельность специального психолога.
Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
- в области диагностической деятельности (дифференциальная диагностика лиц с умственной отсталостью для определения типа нарушений, проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития личности);
- в области консультативной деятельности (консультирование лиц с умственной отсталостью по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения);
- в области психопрофилактической деятельности (проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье; профилактика и коррекция привычек, наносящих ущерб здоровью, оказание психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения);
- в области коррекционно-развивающей деятельности (коррекция психофизических отклонений у лиц с умственной отсталостью, реализация личностно-ориентированного подхода к образованию лиц с умственной отсталостью);
- в области культурно-просветительской деятельности (формирование общей культуры лиц с умственной отсталостью; формирование потребности в психологических знаниях у родителей и педагогов);
- в области социально-педагогической деятельности (планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике лиц с умственной отсталостью в процессе обучения и воспитания; оказание психологической помощи в семейном воспитании лиц с умственной отсталостью; проведение профориентационной работы; оказание помощи в социализации лиц с умственной отсталостью);
- в области организационно-управленческой деятельности (укрепление и сохранение здоровья лиц с умственной отсталостью, обеспечение благоприятного психологического климата во время образовательного процесса);
- в области научно-методической деятельности (систематическое повышение квалификации; выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений).
Учебно-методическое пособие включает 5 разделов.
В первом освещаются общие вопросы психологии лиц с умственной отсталостью: основные этапы развития психологической науки об умственной отсталости, становления методологических и теоретических основ специальной психологии, раскрываются объект, предмет, задачи, методы этой отрасли знаний. Особое внимание уделяется теоретическому наследию Л.С.Выготского и его последователей в науке по проблеме умственной отсталости. В этом же разделе характеризуются структура дефекта при умственной отсталости, причины возникновения степени тяжести интеллектуальной недостаточности.
Второй раздел рассматривает особенностей высшей нервной деятельности лиц с умственной отсталостью.
Третий раздел пособия раскрывает особенности психофизического развития лиц с умственной отсталостью: особенности двигательной сферы лиц с умственной отсталостью, особенности развития игровой, учебной и трудовой деятельности лиц с умственной отсталостью, своеобразие их когнитивных процессов. Более подробно представлены темы по мышлению и речи, так как недоразвитие именно высших психических функций является ведущим в характеристике нарушенного интеллекта. Уделяется внимание коррекционной роли предметно-теоретической и трудовой деятельности для успешного формирования личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
В четвертом разделе рассматриваются вопросы развития личности умственно отсталого ребенка: развитие личностных качеств, самооценки, мотивов поведения и уровня притязаний, а также особенности межличностных отношений лиц с умственной отсталостью и особенности эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью
Пятый раздел учебно-методического пособия посвящен вопросам воспитания, обучения и социальной адаптации лиц с умственной отсталостью. В этом разделе рассматриваются вопросы диагностики и ранней психологической помощи лицам с умственной отсталостью, задачи медико-генетического консультирования, содержания деятельности специального психолога, направленной на обеспечение полноценной жизнедеятельности лиц с умственной отсталостью. Подробно излагаются основные направления трудового воспитания лиц с умственной отсталостью и коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости.
Содержание учебно-методического пособия соответствует программе курса «Психология лиц с умственной отсталостью», разработанной в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ по специальности 050716 - «Специальная психология» для студентов дефектологического факультета педагогических вузов.
- Учебно-методическое пособие
- Предисловие.
- Раздел 1 обшие вопросы психологии лиц с умственной отсталостью
- Глава 1. Предмет и задачи психологии лиц с умственной отсталостью. История развития представлений об умственной отсталости. Определение понятия. Распространенность умственной отсталости.
- Глава 2 умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении).
- Общие и специфические закономерности психического развития. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка.
- Глава 3. Психическое недоразвитие (олигофрения), поврежденное развитие (деменция).
- Глава 4. Причины умственной отсталости.
- Глава 5. Степени умственной отсталости.
- Глава 6. Систематика форм умственной отсталости.
- Классификации, основанные на степени тяжести интеллектуального дефекта.
- Классификации, созданные на основе психологических и клинических признаков.
- Этиологические классификации.
- Этиопатогенетические классификации.
- Классификации, созданные с целью социального и педагогического прогноза.
- Клинико-физиологические классификации.
- Классификация олигофрений м.С. Певзнер.
- Клинико-физиологическая классификация (д.Н. Исаев).
- Астеническая форма
- Психолого-педагогическая характеристика детей с астенической формой умственной отсталости.
- Атоническая форма умственной отсталости
- Психолого-педагогическая характеристика детей с атонической формой умственной отсталости.
- Дисфорическая форма
- Психолого-педагогическая характеристика детей с дисфорической формой умственной отсталости.
- Стеническая форма умственной отсталости
- Неуравновешенный вариант
- Психолого-педагогическая характеристика детей со стенической формой умственной отсталости.
- Глава 7. Л. С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости.
- Динамическая теория умственной отсталости к. Левина.
- Раздел 2. Особенности высшей нервной деятельности лиц с умственной отсталостью.
- Глава 1 особенности нейродинамики лиц с умственной отсталостью
- Глава 2. Особенности электрической активности мозга лиц с умственной отсталостью.
- Раздел 3 особенности психофизического развития лиц с умственной отсталостью.
- Глава 1. Особенности двигательной сферы лиц с умственной отсталостью.
- Глава 2. Особенности игровой, учебной и трудовой деятельности умственно отсталых лиц.
- Глава 3. Особенности ощущений и восприятия лиц с умственной отсталостью.
- Глава 4. Особенности внимания лиц с умственной отсталостью.
- Глава 5. Особенности памяти лиц с умственной отсталостью.
- Глава 6. Особенности мышления лиц с умственной отсталостью.
- Глава 7. Особенности речевого развития лиц с умственной отсталостью
- Раздел 4. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью
- Глава 1. Особенности личностного развития лиц с умственной отсталостью.
- Глава 2. Особенности эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью.
- Раздел 5. Воспитание, обучение и социальная адаптация умственно отсталых детей и подростков.
- Глава 1. Диагностика умственной отсталости. Медико-генетическое консультирование. Лечебная педагогика в воспитании лиц с умственной отсталостью.
- Уровни адаптации.
- Медико-генетическое консультирование.
- Методы пренатальной диагностики.
- Глава 2. Содержание деятельности специального психолога по абилитации умственно отсталых детей и подростков
- Глава 3. Коррекционная педагогическая работа с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости
- Литература.
- Интернет-ресурсы.
- Содержание.