10. Формирование алгоритмической культуры учащихся
Алгоритмизация обучения
Алгоритмическая культура учащихся
Принципы обучения алгоритмам
Пути формирования алгоритмического стиля мышления учащихся Программированное обучение как средство формирования алгоритмического стиля мышления учащихся
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Алгоритм — одно из фундаментальных понятий математики. Алгоритм — общепринятое и однозначное предписание, определяющее процесс последовательного преобразования исходных данных в искомый результат.
Обучение математике на любом уровне обязательно включает обучение алгоритмам. Алгоритмический подход — это обучение учащихся какому-либо общему методу решения посредством алгоритма, выражающего этот метод.
Школьный курс математики предлагает большой выбор алгоритмов. Это алгоритмы:
— приведения дробей к общему знаменателю;
— построения биссектрисы угла;
— решения задачи на построение;
— исследования функции и построения ее графика;
— вычисления площади криволинейной трапеции и др.
Умение формулировать и применять алгоритмы важно не только для развития математического мышления и математических умений, оно означает также и умение формулировать и выполнять правила. Алгоритмизация обучения понимается в двух смыслах: обучение учащихся алгоритмам, построение и использование алгоритмов в обучении.
Существуют два способа обучения алгоритмам:
• сообщение готовых алгоритмов;
• подведение учащихся к самостоятельному открытию необходимых алгоритмов.
Второй способ является вариантом эвристического метода обучения и предполагает реализацию трех этапов изучения математического материала:
1. Выявление отдельных шагов алгоритма.
2. Формулировка алгоритма.
3. Применение алгоритма.
Построение алгоритмов обучения представляет собой описание обучающей деятельности учителя, включающее предписания, правила, последовательность действий алгоритмического типа, с помощью которых учитель решает определенные дидактические задачи. Тогда часть процесса обучения учащихся конкретному содержанию может быть представлена в виде так называемого алгоритма обучения, отражающего методическую характеристику учения. Для построения этого алгоритма нужно проанализировать содержание и цели обучения, деятельность учащихся по его усвоению и деятельность учителя по организации этого усвоения, а также особенности учащихся данного класса. Алгоритмы обучения являются составной частью педагогических технологий.
АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ
Проблема формирования алгоритмической культуры учащихся особенно актуальна в современном образовательном процессе. Математике принадлежит ведущая роль в формировании совокупности знаний, умений и навыков работы с алгоритмами у подростков. В ходе изучения математики систематически и последовательно формируются навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов.
Формирование алгоритмической культуры учащихся способствует осознанному восприятию математического материала, что предполагает обязательное наличие общих представлений:
— об алгоритме и его свойствах;
— о языковых средствах записи алгоритмов (развернутая форма, табличная форма, блок-схема);
— об алгоритмических процессах (линейном, разветвляющемся, циклическом).
Язык блок-схем — самый наглядный из всех человеческих языков, используемых для записи алгоритмов.
Алгоритмическая культура учащегося должна содержать следующие компоненты:
• понимание сущности алгоритма и его свойств;
• понимание сущности языка как средства для записи алгоритма;
• владение приемами и средствами для записи алгоритмов;
• понимание алгоритмического характера методов математики и их приложений;
• владение алгоритмами школьного курса математики;
• понимание элементарных основ программирования на компьютере.
Повышение алгоритмической культуры учащихся зависит от целей формирования основных компонентов алгоритмической культуры, которая на современном этапе развития общества должна составлять часть общей культуры каждого человека.
Понимание языковых и алгоритмических аспектов общения составляет элемент культуры современного человека. Алгоритмы являются неотъемлемой составляющей деятельности людей в различных областях науки: филологии, истории, педагогике и др. Результат деятельности человека любой области знаний зависит от того, насколько четко он осознает алгоритмическую сущность своих действий: что он делает, в какой последовательности и каков ожидаемый результат его действий. Все это определяет аспект культуры мышления человека, характеризующийся умением составлять и использовать в своей деятельности различные алгоритмы.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ АЛГОРИТМАМ
Математические навыки у учащихся закрепляются успешнее при введении в учебный процесс специальных предписаний и правил, что служит пропедевтикой формирования в дальнейшем алгоритмической культуры школьников. Постоянное использование в работе алгоритмов и предписаний должно ориентировать учащихся не на простое запоминание определенного плана или последовательности действий, а на понимание и осознание этой последовательности, необходимости каждого ее шага.
Обучение алгоритмам должно строиться с учетом принципов:
• создание у учащихся полной ориентировочной основы применения алгоритмов;
• использование приемов, раскрывающих происхождение алгоритмов;
• алгоритмизация всего процесса обучения математике в школе;
• развитие логической культуры учащихся;
• обеспечение взаимосвязи алгоритмов;
• формирование основных компонентов алгоритмической культуры учащихся.
Работа по алгоритмам развивает интерес учащихся к процессу обучения, они стремятся заменить предложенный алгоритм более простым и обосновать целесообразность такой замены, что развивает их творческое и конструктивное мышление. Алгоритмизация обучения предполагает единство между анализом и синтезом и активно влияет на развитие творческого мышления учащихся. Свободное творчество возможно только на базе осознанных алгоритмов.
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В учебном процессе необходимо чаще практиковать перевод учебного теоретического материала на язык схем и алгоритмов, что позволит избежать негативных явлений в обучении:
• отсутствие четкого разделения между шагами действий;
• трудности в определении последовательности решения задач;
• сложность или невозможность изложения учебного материала
четко и алгоритмически.
В процессе преподавания математики необходимо использовать методы, формирующие алгоритмическую культуру учащихся: выполнение заданий по алгоритму, выработка последовательности действий с обоснованием, составление и апробация алгоритмов, конструирование алгоритмов и др. Ученики, хорошо усвоившие необходимые алгоритмы, могут оперировать свернутыми знаниями при решении алгоритмических задач, в том числе и сложных, при этом они не затрачивают усилия на поиск решения частичных проблем, применяя алгоритмы.
Умение учащихся оформить свои рассуждения и весь ход решения задачи в виде таблицы или блок-схемы существенно дисциплинирует их мышление, становится необходимым практическим качеством, способствует более быстрому и сознательному овладению алгоритмическим языком в будущем.
Составление алгоритмов активизирует умственную деятельность школьников и развивает их математические способности.
В современном обучении появилась новая школьная дисциплина — алгоритмика, направленная на формирование и развитие алгоритмического мышления учащихся. Алгоритмика — часть математики, она изучается в 5 — 7 классах и носит пропедевтический характер. Алгоритмика предусматривает изучение основных алгоритмических конструкций и построение алгоритмов различных типов.
Осуществление требуемых операций возможно только с помощью четкого выполнения последовательных шагов. При систематическом применении учителем в своей работе алгоритмов у учащихся вырабатываются элементы алгоритмической культуры.
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
АЛГОРИТМИЧЕСКОГО СТИЛЯ
МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Программированием называется процесс подготовки задач для решения на компьютере. Он включает:
— Составление алгоритма решения задачи.
— Описание алгоритма решения задачи на языке программирования (составление программы).
— Трансляция программы на машинный язык в виде последовательности команд.
Программированное обучение — метод, в котором изучаемый материал подается в строгой логической последовательности — «кадрами», каждый кадр содержит, как правило, порцию нового материала и контрольный вопрос. Основой такой обучающей программы является некоторый алгоритм обучения.
Существуют две системы программирования учебного материала — линейная и разветвленная. Эти системы были разработаны в 50 — 60 г XX в., когда возникло и получило большую популярность программированное обучение.
Линейная программа предполагает подачу учебного материала очень небольшими порциями, содержащими простой вопрос по этому материалу. Ученик, внимательно прочитавший этот материал, может легко, быстро и безошибочно ответить на вопрос. При переходе к следующей порции ученик узнает, правильно ли он ответил на вопрос предыдущего кадра, сравнивая свой ответ с верным ответом. Вопросы простые, они имеют обучающий, а не контролирующий характер.
Разветвленная программа характеризуется разделением учебного материала на порции со значительно объемной информацией. В конце кадра содержится вопрос с выборочными ответами. Из нескольких вариантов ответов только один правильный. Против каждого ответа указывается страница, к которой можно обратиться за справкой, если допущена ошибка. После этого предлагается вернуться к последнему кадру. И так до тех пор, пока ученик не поймет свою ошибку и не даст правильный ответ. Разветвленная программа ближе к реальному процессу обучения, подходит для индивидуального обучения.
Программированное обучение обладает рядом достоинств, способствующих лучшей реализации принципов дидактики. Для него характерны:
— правильный отбор учебного материала;
— рациональная дозировка подачи учебного материала;
— активная самостоятельная деятельность ученика по усвоению учебного материала;
— обеспечение возможности каждому ученику работать с свойственной ему скоростью;
— высокая степень контроля за результатами обучения.
Успехи в развитии компьютерной техники привели к возрастанию роли компьютеров во всех областях жизни современного общества и сделали процесс компьютеризации обучения на основе его программирования необратимым.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое алгоритм?
2. Какую роль в процессе обучения математике играют алгоритмы? Приведите примеры алгоритмов из школьного курса математики.
3. Назовите и охарактеризуйте способы обучения алгоритмам. Какой из способов связан с эвристическим характером процесса обучения математике?
4. Что понимается под алгоритмизацией обучения? В чем смысл алгоритмического подхода к обучению?
5. Назовите принципы обучения алгоритмам учащихся.
6. Охарактеризуйте компоненты алгоритмической культуры учащихся.
7. В чем проявляется алгоритмический стиль мышления?
8. Каковы пути формирования алгоритмического стиля мышления у учащихся при обучении математике?
9. Охарактеризуйте функции учащихся по составлению алгоритмов.
10. Какую роль в профессиональной деятельности учителя играют алгоритмы?
11. Что представляет собой программированное обучение?
Литература
Азимов А. Язык науки. — М., 1985.
Алгоритмиш: 5-7. Учебник и задачник для общеобразовательных учебных заведений. / Звонкий А.К., Кулаков А.Г., Ландо С.К., Семенов А.Л., Шень А.Г. - М., 1997.
Гладкий А.В. Язык, математика и лингвистика // Математика в школе, 1994, № 1.
Гнеденко Б. В. О роли математики в формировании у учащихся научного мировоззрения и нравственных принципов // Математика в школе, 1989, № 5.
Темербекова А.А. Методика преподавания математики. — Горно-Алтайск, 2002.
Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. — М., 1990.
Цукарь А.Я. Схематизация и моделирование при решении текстовых задач // Математика в школе, 1998, № 5.
Учиться анализировать!
Рассматривать все явления школьной жизни через призму педагогического анализа их причин! - вот важнейшая задача перестройки школы. Именно ее решение может избавить нас от глубочайшего формализма в обучении и воспитании.
Я. Корчак
Величие народа не измеряется его численностью, как и величие человека не измеряется его ростом: единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.
В. Гюго
- 1.Предмет методика преподавания математики
- Математика как наука
- Предмет методики преподавания математики
- Противоречия процесса обучения математике
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 2. Цели и содержание обучения математике
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 3. Принципы и методы обучения математике
- Проблемное обучение
- Аксиоматический метод
- Вопросы для самопроверки
- 4. Формы мышления в процессе обучения математике
- Определение понятия. Виды определений
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 5. Формы обучения математике
- Типы уроков
- Организация урока:
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 6. Задачи как средство обучения математике
- Классификация задач
- 7. Деятельность учителя математики
- 8. Дифференцированное обучение математике
- 9. Прикладная и практическая направленность обучения математике
- 10. Формирование алгоритмической культуры учащихся
- 11. Контроль знаний по математике
- 13. Технология обучения
- 1. Учебные пособия средней школы
- 2. Использованная литература
- 12. Систематизация