logo search
MPM_TEmerbekova

7. Деятельность учителя математики

Функции учителя математики

Уровни сформированности методических

умений учителя математики Передовой педагогический опыт

ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Педагогическая деятельность учителя понимается как совокупность деятельностей, которая включает умения:

— анализировать психолого-педагогическую литературу, норма­тивные документы, учебные планы, программы, методические посо­бия, дидактический материал и др.;

— отбирать с учетом возрастных особенностей определенных групп учащихся учебный материал, необходимый для изучения;

— конструировать предметное содержание образования;

— планировать свою работу (уроки, мероприятия и т. д.);

— организовывать различные виды деятельности учащихся;

— помогать школьникам выполнять запланированное путем уме­лой и рациональной организации учебной деятельности;

— управлять деятельностью учащихся;

— оценивать деятельность учащихся с целью ее коррекции. Деятельность учителя математики подразумевает выполнение ряда

функций.

Гностическая функция: изучение программ по математике, планиро­вание целей обучения, отбор содержания обучения по математике и др.

Конструктивная функция: планирование этапов обучения математи­ке, отбор приемов и средств обучения математике, определение форм деятельности, познавательных заданий и др.

Организационная функция: организация познавательной деятельно­сти учащихся, процесса обучения математике и др.

Информативная функция: изложение учебного материала, примене­ние приемов и средств обучения математике, отбор и методическое по­строение содержания образования и др.

Контрольно-оценочная функция: коррекция знаний, систематиче­ская проверка знаний и умений по математике, оценка качества и эф­фективности обучения математике и др.

Для эффективного выполнения педагогических функций современ­ному учителю важно осознавать структуру педагогической деятельно­сти, включающей гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты.

В современной образовательной ситуации особенно актуальна про­блема соотношения целей и мотивов обучения в школе. Основной за­дачей учителя математики становится обеспечение принятия учени­ком цели обучения как цели, имеющей личностно-значимый смысл. Чтобы цель обучения, поставленная учителем, стала целью обучения ученика, необходимо, чтобы она стала мотивом деятельности ребенка, т.е. каждый школьник должен понимать, зачем он изучает ту или иную

тему школьного курса математики. В каком же соотношении находят­ся цель и мотив обучения? Цель направлена на результат деятельности, а мотив на то, где этот результат может быть использован.

Для учителя целеполагание представляет собой сложную проблему, решение которой включает:

1. Ознакомление с целями и учебной программой курса.

2. Знакомство с примерным тематическим планированием.

3. Установление межпредметных связей в курсе школьной дисцип­лины.

4. Умение выделить основной и сопутствующий учебный материал. Подготовка учителя к урокам математики начинается с годового и тематического планирования учебного процесса (схема 8).

Схема 8. Планирование учебного материала

Годовое планирование предполагает распределение тематики уроков и количества часов, отведенных на них, выделение базовых тем учеб­ного материала для повторения и систематизации, подбор средств обу­чения (наглядных и учебных пособий, оборудования, дидактического материала и др.), распределение уроков по типам.

Тематическое планирование включает определение задач изучения темы, знакомство с содержанием учебного материала, построение ло­гической последовательности изучения темы в соответствии с дидак­тическими принципами, распределение количества часов на изучение темы, определение роли каждого конкретного урока в системе уроков по теме, выбор средств обучения темы.

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Содержание деятельности учителя математики опирается на опре­деленные профессиональные знания и умения. В методических умени­ях различают три уровня их сформированности:

1. Осознание цели выполнения методического действия; осмысле­ние его операционного состава; поиск способов выполнения, чаще всего на основе образца, приложенного к инструкции.

2. Перенос отдельных сформированных методических умений на новые предметные объекты и более крупные блоки учебного мате­риала.

3. Осознание мотивов и средств выбора способов деятельности; ис­пользование различных средств и методических умений в соответствии с конкретной педагогической ситуацией.

Формирование умений 2-го и 3-го уровней предполагает соответст­вующую систему теоретической и практической подготовки учителя. Источниками методических знаний учителя математики являются: учебные пособия; научная, научно-популярная литература; методиче­ская литература; наглядные средства обучения.

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

В повышении профессионального мастерства учителя, в росте эф­фективности обучения школьников математике важную роль играет изучение передового педагогического опыта, внедрение его в практику работы каждого учителя.

Анализ опыта работы учителей — мастеров своего дела показывает, что их объединяют характерные для новаторства черты:

— профессиональное мастерство;

— четкая постановка цели, целенаправленность;

— опора на развивающее обучение и опережающее обучение;

— воспитание личности, вера в силы и возможности ребенка; —тщательная подготовка учителя к уроку;

— свобода творчества и выбора;

— высокий темп обучения; любовь к детям;

— доведение навыков до автоматизма;

— высокая культура общения;

— знание педагогики и психологии человека;

— наличие своей педагогической системы;

— творческий подход к работе; ответственное отношение к делу;

— высокая эрудиция и профессионализм;

— наличие в педагогической деятельности исследовательского ком­понента;

— умение ориентироваться в современной образовательной ситуа­ции.

В качестве примераов рассмотрим несколько современных систем обучения учителей-новаторов.

Основная идея системы обучения Р.Г. Хазанкина (г. Белорецк, Баш­кирия) — совершенствование форм и методов обучения и оптимальное сочетание различных видов учебных занятий. Главное в работе — твор­чество и графическая культура. Основной целью обучения учителя-но­ватора является побуждение ученика к активизации, к самостоятель­ному творчеству, реализации скрытых возможностей.

Учитель выделяет восемь типов уроков: 1. Урок-лекция. 2. Урок ре­шения ключевых задач. 3. Урок обучающих задач. 4. Урок-консульта­ция. 5. Урок-зачет. 6. Урок — анализ результатов зачета. 7. Контрольная работа. 8. Урок — анализ и коррекция результатов контрольной работы.

Отличительные черты системы обучения Р.Г. Хазанкина: поощре­ние творческой инициативы как всего коллектива, так и каждого уча­щегося; органическая связь коллективной и индивидуальной работы; умелое управление общением старших и младших школьников; разви­тие практических навыков в работе с графической информацией.

Главная цель системы обучения Н.Н. Палтышева (г. Одесса ) — интенсификация учебного процесса. Учитель-новатор старается вы­работать у учащихся умения: слушать и чувствовать; работать с лите­ратурой; давать полный ответ. Система обучения математике отраба­тывается по алгоритму:

1. Выбор из всех программ основного, базового блока, т.е. необхо­димого минимума знаний; репродуктивное преподнесение учебного материала; неоднократный повтор, заканчивающийся зачетом.

2. Изучение нового материала по схеме: а) в целом; б) по блокам; в) «сворачивание» материала и составление плана изучения.

3. Подготовка к экзаменам через систему повторения по крупным обобщающим блокам, таблицам, схемам.

Основой системы обучения А.А. Окунева (г. Санкт-Петербург) яв­ляется система развивающего обучения Л.В. Занкова в более быстром темпе по сложности и новизне.

Школьники учатся: анализировать возникшие ситуации; контро­лировать свою деятельность; ставить умные и правильные вопросы; де­лать обобщения; уметь алгоритмизировать учебный материал; запоми­нать учебный материал и воспроизводить забытое.

Обучение математике, развитие логического мышления учитель осуществляет через систему упражнений, например:

1. Что такое одна сотая?

2. Заштрихуйте одну десятую часть объекта.

3. Для двух дробей 2/3 и 8/21 выполните следующие действия: при­ведите к общему знаменателю; вычислите сумму; вычтите; приведите к одинаковому числителю; представьте в виде десятичных дробей; ука­жите на числовой прямой; сравните с 1/2; дополните до единицы и т.д.

Вопросы для самопроверки

1. Какие компоненты включает педагогическая деятельность учителя математики?

2. Какими умениями должен обладать современный учитель математики?

3.Охарактеризуйте деятельность учителя математики с позиции ее функционального назначения:

— гностическую;

— конструктивную;

— организационную;

— информативную;

— контрольно-оценочную.

4. Дайте характеристику уровням методических умений учителя математики.

5. Какую роль в педагогической деятельности учителя математики занимает планиро­вание? Охарактеризуйте виды планирования.

6. Назовите источники методических знаний учителя математики и приведите примеры.

7. Что представляет собой педагогический опыт?

Литература

Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителя. - М., 1991.

Ефремов А.В. Уроки педагогики сотрудничества // Математика в школе, 1995, № 3.

Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г.Н. Прозументовой. — Барнаул-Томск, 1997.

Некашена Л., Семушина Л. Моделирование профессиональной деятельности в учеб­ном процессе. — М., 1989.

Пидкасистый П.И., Портнов МЛ. Искусство преподавания. 2-е изд. Первая книга учителя. — М., 1999.

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое посо­бие. - М., 1997.

Подготовка учителя математики в педвузах в условиях профильной и уровневой дифференциации обучения в школах. — Елабуга, 1994.

Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучаемых по пед. специально­стям и направлениям. — М.., 1997.

Саранцев Г.И. О профессионализме в подготовке учителя математики // Математика в школе. - 1990. - № 4.

Семенов Е.Е., Зюкина И.Е. Стиль преподавания и подготовка учителя математики // Математика в школе, 1995, № 2.

Смирнова ЕМ. Разработка урока // Математика в школе, 1992, № 6.

Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя общеобразова­тельной школы. — Горно-Алтайск, 1993.

СтоляренкоЛ.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. — Ростов н/Д, 2001.

ЧернилевскийД.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для ву­зов. - М., 2002.