logo search
граборов

3. Формы организации обучения в специальной школе

Форма обучения реализуется как органическое единство целе­направленной организации содержания, обучающих средств и ме­тодов. Эффективность реальной практики обучения обеспечивается не отдельными формами, а их продуманной взаимосвязанной системой.

Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала умственно отсталыми детьми. Содержание предмета и психофизи­ческие особенности школьников требуют соответствующих форм обучения, определяют их характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие обучающих форм.

Форма обучения представляет собой внешнее выражение целе­направленной согласованной деятельности учителя, осуществляе­мой с познавательными целями и по определенному плану.

В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется, когда дети имеют тя­желые или множественные нарушения в развитии. В этих случаях в обучении и воспитании рекомендован именно индивидуальный подход, так как ребенок не способен к обучению в условиях груп­повой и коллективной работы. В связи с особенностями познава­тельной деятельности, поведения и личности обучение ребенка требует непрерывной индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и медицинской поддержки и пошагового контро­ля. Таким образом организуется обучение детей с умеренными и тяжелыми степенями умственной отсталости и сопутствующими дефектами.

Индивидуальная форма организации учебного процесса при­меняется также при обучении ребенка в домашних условиях.

Индивидуально-групповая форма организации обучения в специальном образовании используется в качестве продолжения индивидуальной, когда достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Индивиду­ально-групповая форма организации обучения применяется в ра­боте с детьми, имеющими комбинированные нарушения или тяже­лые формы умственной отсталости.

Классно-урочная система, урок является одной из основных форм организации учебного процесса. Урок, как и в общеобразо­вательной массовой школе, позволяет организовать не только учебно-познавательную, но и другие виды деятельности детей. Урок предоставляет возможности для сочетания фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы школь­ников. Его отличия от других организационных форм учебной ра­боты состоят в следующем:

В то же время в специальном образовании существует система пропедевтической работы. Подготовка к освоению каких-либо новых знаний на том или ином уроке организуется педагогом зара­нее, через систему разнообразных упражнений, включенных в структуру других уроков, индивидуальных занятий, дополнитель­ных форм организации обучения.

В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обуче­ния, уроки в специальной школе строятся по смешанному или комбинированному типу. Это обусловлено тем, что младшие школьники с отклонениями в развитии не могут усваивать новый материал большими частями; объяснению нового предшествует подготовительно-пропедевтическая работа, направленная на ак­туализацию соответствующих знаний и опыта учеников или фор­мирование такого опыта; каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в практических упражнениях. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуаль­ный контроль усвоения материала, выявление и преодоление воз­никающих образовательных затруднений.

В средних и старших классах уроки приобретают классические черты.

К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относятся экскур­сии, внеклассные формы педагогической работы (например, вне­классное чтение), самоподготовка (приготовление уроков в специ­альной школ е-интернате).

К числу вспомогательных форм организации педагогическо­го процесса в специальной школе относятся проведение факульта­тивов, кружковой и клубной работы, эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкур­сы, викторины, тематические вечера, походы и экспедиции).