logo search
khrest_po_i-i_gl_2_s_192-257doc

О воспитании своих детей

Надо избегать парадоксального явления, имеющего, к сожале­нию, место в жизни: учителю, воспитывающему чужих детей, нет времени для воспитания своих детей. Я бы хотел посоветовать учи­телю-отцу, учительнице-матери:

Не забывайте, что дома вы для своих детей не учитель, не классный руководитель, а прежде всего отец, мать. Не превра­щайте семью в миниатюрную школу, по возможности сделайте все, чтобы атмосфера школы оставалась за порогом вашего дома, чтобы вы и ваши дети были просто хорошей семьей.

Воспитание — это не какие-то специально, искусственно орга­низованные «мероприятия», это прежде всего образ жизни. В ру­ках педагога — сильный и в то же время небезопасный, требую­щий большой мудрости и осмотрительности инструмент — власть над человеком. Мудро и осмотрительно пользуясь этим инстру­ментом в школе, не переносите его в свой дом. Многие свои при­вычки, традиционные учительские приемы надо оставлять в сте­нах школы. Избегайте «педагогизации» своих детей — очень пло­хо, когда дети ваши осведомлены о всех деталях педагогической профессии, знают, что и к чему, что правильно и что неправиль­но, что учитель имеет право делать и что не имеет. Совершенно недопустимо в присутствии ваших детей нелицеприятные харак­теристики отдельных учеников, педагогов. <...> Никогда и абсо­лютно ничем не выделяйте собственных детей из среды других школьников.

Если есть возможность, определите своего ребенка в класс, где преподаете не вы, а ваши коллеги. Так будет лучше: вы будете несравненно ближе к своему сыну, к своей дочери как отец, как мать.

Хотя воспитывает каждый шаг в нашей жизни, но все же необ­ходимо время специально для воспитания. Найдите время еже­дневно поговорить, почитать со своим ребенком, побыть с ним среди природы. Особенно важно это для отца.

Не приносите из школы домой раздражения, нервозности, не­довольства той или иной стороной педагогического процесса, по­ведения школьников. Это очень плохой пример для ваших детей. Если с малых лет дети увидят, что школа причиняет отцу или ма­тери одни неприятности, у них постепенно сложится отвращение к педагогическому труду. Плохие последствия этого чувства — не только то, что вашим детям не захочется стать учителями. Это еще полбеды. Дело значительно сложнее: ученик, чувствующий отвра­щение к труду педагога, становится лицемером и болтуном. <...>

По самой своей природе труд педагога — образец благородства. Пусть ваш сын, ваша дочь чувствуют благородство вашего труда, ваших сердечных забот о судьбе других людей (с. 249)

Шевырев Степан Петрович (1806—1864),

литературный критик, исто­рик литературы,

поэт, академик Петербургской академии наук.