logo search
Методические указания по курсу МПБ

6. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся как обязательный вид контроля

Тематический контроль проводится для проверки результативности усвоения материала определенной темы или раздела учебной программы. При тематическом контроле требования к оценке результатов учебной деятельности должны возрастать, так как происходит оценка результатов относительно завершенного этапа обучения учащихся. Программа по биологии построена таким образом, что каждая тема рассчитана, в среднем, на 5 – 6 ч. Такой объем материала можно считать оптимальным для проведения тематического контроля знаний учеников. При коротких темах контроль можно объединить, при более продолжительных – разбить на небольшие законченные фрагменты.

Формы тематического контроля определяются учителем в зависимости от объема и характера изученной темы и от контролируемого вида деятельности учащихся. Это может быть одно задание описательного характера (устная или письменная форма ответа), вопросы или задания на определение степени владения понятийным аппаратом и развития биологического мышления, задачи теоретического или практического плана. Проверочные работы на предмет усвоения материала одной темы следует проводить на последнем уроке, отводя на это 20 – 45 мин.

Использование 10-балльной шкалы при тематическом контроле учебных достижений учащихся по биологии предполагает несколько вариантов подхода учителя к составлению заданий. Вот некоторые из них.

Первый вариант. Составляются «сборные» задания высокого уровня, к решению предлагаются многошаговые биологические задачи. Например, при контроле знаний по химической организации клетки, можно дать всем учащимся класса одно задание: «Опишите, объясните и сравните структурную функцию углеводов и липидов». Полный, структурированный, грамотно и логично простроенный ответ на вопрос или задание, задачу такого рода оценивается в 10 баллов. Если ученик описал и объяснил структурные функции углеводов и липидов на основании их свойств, но самостоятельно не выявил критерии для их сравнения – это ответ четвертого уровня, и, в зависимости от правильности и полноты, он оценивается в 8 и 7 баллов. Если в ответе нет объяснения, а только описание данных функций в соответствии с материалом учебника – ответ оценивается как репродуктивный с выставлением 6 – 5 – 4 – 3 баллов, в зависимости от полноты, правильности и осознанности ответа.

Второй вариант. Для контроля знаний после прохождения темы составляется задание из вопросов разного уровня. В этом случае предлагается использовать тест на обученность, который может быть развернутым и содержать 5 – 6 заданий на все виды операционной деятельности (узнавание, воспроизведение, понимание, применение в сходной ситуации и перенос в новую ситуацию) или свернутым – и содержать 3 задания: на воспроизведение, конструирование и перенос знаний (табл. 10, Приложение 4).

Таблица 10