Тема 11. Спор и ссора (умение вести дискуссию)
Задачи: формировать умение вести дискуссию; поощрять высказывание различных мнений, умение их выслушивать; умение доказывать свою точку зрения.
Оборудование: знаки №1, №2, №3, звонок, подарки сказочных друзей: корзинка с пирожками, золотой ключик, баночка с вареньем; разрезная картинка на каждую группу, ордена для групп, игрушки Бельчонка и Зайчонка, волшебная шкатулка.
Ход урока
Организационный момент. Повторение знаков «+», «—»
- Сегодня у нас с вами будет не совсем обыкновенный урок. А какой он будет, вы мне скажете сами потом, в конце урока. Договорились? На этот урок пришли наши любимые сказочные герои. Они узнали, что здесь учатся очень старательные и дружные ребята. Они помогают друг другу необыкновенно, незаметно и очень тихо. Тихонечко напомните всем ребятам в группе, как вы умеете подсказывать без шума. Молодцы!
И вот наши сказочные герои прислали нам подарки: Карлсон -свой золотой ключик; Красная Шапочка - целую банку с вареньем;
71
Буратино - корзинку с пирожками и маслом. А почему вы показываете мне «-»? Неужели я что-то перепутала? Помогите мне, пожалуйста, отгадать, где чей подарок. Только вспомните, как школьники отвечают?
Репетиция по знакам №1 и №2.
Учитель показывает подарок и указывает на знак для ответа.
Собирание разрезной картинки
- Самый лучший подарок прислала вам героиня вот этой сказки:
Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.
- Узнали, кто прислал вам подарок?
- Золотая рыбка прислала вам свой портрет.
Дети в группах собирают изображение рыбки из частей.
Подведение итогов групповой работы
Вручение ордена группе, которая работала дружно, тихо и показала знаком «Мы готовы».
Игра «Мы с товарищем вдвоем очень весело живем»
- Как вы думаете, что вам нужно сделать, чтобы поиграть? Конечно, выбрать друга. А как школьники все делают? (тихо, быстро, жестами).
Дети играют по звонку: веселимся, прячемся (1 звонок и 2 звонка).
- Что было важно в этой игре? (выбрать друга и слышать звонки). Вот видите, школьники даже в играх чему-нибудь учатся.
Создание проблемной ситуации
- Весело вам было играть? А вот Бельчонок и Зайчонок играли, играли и поссорились.
Учитель разыгрывает ситуацию с игрушками: «Поспорили Зайчонок и Бельчонок, чье имя длиннее. Один кричит: «Мое!», другой: «Нет, мое!». Ругались, ругались и даже подрались. Понравилось ли вам, как спорили друзья? Почему? Как можно им помочь?».
Оказание помощи Зайчонку и Бельчонку
- Давайте мы поможем незадачливым друзьям решить их спор. Как узнать, чье имя длиннее? Правильно, разделить на слоги. Кто будет Зайчонком и поделит свое имя? Кто будет Бельчонком и поде-
72
лит свое имя? Так что скажем по поводу длины имен? (одинаковы). Помогли ли мы зверям решить их спор?
Объяснение правила
- Кто из вас, ребята, догадался, как надо правильно спорить? А ссоры или драки могут решить спор? Вот ведь как получается: в школе даже спорить нужно по-школьному Как спорят по-школьному? (доказывают).
Итог урока
- Чему сегодня научились на уроке? Кто вам помогал? Какие сказочные герои приходили на урок? Какой у нас был урок? (сказочный). Закончим мы его тоже необычно. У каждого из вас есть друг -очень близкий вам человек. Я думаю, ему приятно будет услышать добрые слова в свой адрес. Я пойду по классу и соберу эти добрые слова в волшебную шкатулку. Это будет самая дорогая вещь в нашем классе. Иногда мы будем открывать ее и повторять добрые слова о друзьях.
- Глава 1
- §1. Методологические основы преемственности
- §2. Адаптация первоклассников к школе
- §3. Готовность к школьному обучению
- §1. Новообразования ведущей деятельности
- §2. Методика организации учебного сотрудничества
- Глава 3
- §1. Цели и задачи курса
- §2. Содержание курса
- §3. Методы и формы организации обучения в курсе
- §1. Методика организации уроков знакомства с правилами и нормами школьной жизни и обучения сотрудничеству
- Тема 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»
- Тема 2. Умение договариваться
- Тема 3. Знакомство в группах
- Тема 4. Приветствие учителя
- Тема 5. Выбор приветствия
- Тема 6. Знакомство. Взаимодействие в группах
- Тема 7. Введение знака «Хор»
- Тема 8. Лента школьного времени
- Тема 10. Введение знака «Мы - готовы»
- Тема 11. Спор и ссора (умение вести дискуссию)
- Тема 12. Учимся спорить
- Тема 13. Знак «Вопрос»
- Тема 14. Применение знака «?»
- Тема 15. Оценка. Введение линейки оценок
- Тема 16. Оценка. Взаимооценка
- Тема 17. Ловушка
- Тема 18. Недоопределенное правило
- Тема 19. Посвящение в ученики
- §2. Методика организации уроков определения стартовых возможностей детей
- §3. Методика организации уроков презентации учебных предметов
- §4. Организация работы с родителями в курсе «Введение в школьную жизнь»