logo search
85

Тема 11. Спор и ссора (умение вести дискуссию)

Задачи: формировать умение вести дискуссию; поощрять выс­казывание различных мнений, умение их выслушивать; умение до­казывать свою точку зрения.

Оборудование: знаки №1, №2, №3, звонок, подарки сказочных друзей: корзинка с пирожками, золотой ключик, баночка с вареньем; разрезная картинка на каждую группу, ордена для групп, игрушки Бельчонка и Зайчонка, волшебная шкатулка.

Ход урока

Организационный момент. Повторение знаков «+», «—»

- Сегодня у нас с вами будет не совсем обыкновенный урок. А какой он будет, вы мне скажете сами потом, в конце урока. Догово­рились? На этот урок пришли наши любимые сказочные герои. Они узнали, что здесь учатся очень старательные и дружные ребята. Они помогают друг другу необыкновенно, незаметно и очень тихо. Тихо­нечко напомните всем ребятам в группе, как вы умеете подсказы­вать без шума. Молодцы!

И вот наши сказочные герои прислали нам подарки: Карлсон -свой золотой ключик; Красная Шапочка - целую банку с вареньем;

71

Буратино - корзинку с пирожками и маслом. А почему вы показыва­ете мне «-»? Неужели я что-то перепутала? Помогите мне, пожа­луйста, отгадать, где чей подарок. Только вспомните, как школьники отвечают?

Репетиция по знакам №1 и №2.

Учитель показывает подарок и указывает на знак для ответа.

Собирание разрезной картинки

- Самый лучший подарок прислала вам героиня вот этой сказки:

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.

- Узнали, кто прислал вам подарок?

- Золотая рыбка прислала вам свой портрет.

Дети в группах собирают изображение рыбки из частей.

Подведение итогов групповой работы

Вручение ордена группе, которая работала дружно, тихо и пока­зала знаком «Мы готовы».

Игра «Мы с товарищем вдвоем очень весело живем»

- Как вы думаете, что вам нужно сделать, чтобы поиграть? Конечно, выбрать друга. А как школьники все делают? (тихо, быст­ро, жестами).

Дети играют по звонку: веселимся, прячемся (1 звонок и 2 звонка).

- Что было важно в этой игре? (выбрать друга и слышать звон­ки). Вот видите, школьники даже в играх чему-нибудь учатся.

Создание проблемной ситуации

- Весело вам было играть? А вот Бельчонок и Зайчонок играли, играли и поссорились.

Учитель разыгрывает ситуацию с игрушками: «Поспорили Зай­чонок и Бельчонок, чье имя длиннее. Один кричит: «Мое!», другой: «Нет, мое!». Ругались, ругались и даже подрались. Понравилось ли вам, как спорили друзья? Почему? Как можно им помочь?».

Оказание помощи Зайчонку и Бельчонку

- Давайте мы поможем незадачливым друзьям решить их спор. Как узнать, чье имя длиннее? Правильно, разделить на слоги. Кто будет Зайчонком и поделит свое имя? Кто будет Бельчонком и поде-

72

лит свое имя? Так что скажем по поводу длины имен? (одинаковы). Помогли ли мы зверям решить их спор?

Объяснение правила

- Кто из вас, ребята, догадался, как надо правильно спорить? А ссоры или драки могут решить спор? Вот ведь как получается: в школе даже спорить нужно по-школьному Как спорят по-школьно­му? (доказывают).

Итог урока

- Чему сегодня научились на уроке? Кто вам помогал? Какие сказочные герои приходили на урок? Какой у нас был урок? (сказоч­ный). Закончим мы его тоже необычно. У каждого из вас есть друг -очень близкий вам человек. Я думаю, ему приятно будет услышать добрые слова в свой адрес. Я пойду по классу и соберу эти добрые слова в волшебную шкатулку. Это будет самая дорогая вещь в на­шем классе. Иногда мы будем открывать ее и повторять добрые слова о друзьях.