logo search
дошкольная педагогика разбитые

Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.

БИОЛОГ.АДАПТАЦИЯ - перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни.

СОЦ. АДАПТАЦИЯ - способность изменить свое поведение в зависимости от новых соц. условий.

Поступление в ДУ представляет для ребенка знач. трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни. Функциональная незрелость, ранимость затрудняют приспособление дет. организма к новым условиям. С приходом в Д/С изменяется и соц. положение ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей. В ДУ он становится членом дет. коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать я контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деят-ти и поведении ребенка, требует биолог. и соц. адаптации к новым условиям.

Существуют значительные различия адаптационных возможностей у детей.

Различают 3 степени адаптации: легкая, при кот. набл-тся кратковременное отриц. эмоц. состояние, которое выражается в снижении речевой активности, незначительных нарушениях поведения, ухудшении сна и аппетита; средняя, естественная адаптация; состояние ребенка нормали значительных и длительных сдвигах в поведении, ребенок теряет вес, нарушается речь, болеет, но не тяжело, без осложнений; состояние ребенка нормализуется через месяц; тяжелая, или патологическая, при которой привыкание ребенка идет длительно и сложно, затягивается порой на несколько месяцев, сопровождается частыми повторными заболеваниями с осложнениями, стойким нарушением поведения, в ряде случаев граничащим с неврологическими состояниями; наблюдается замедление темпов физического развития, задержка в развитии речи и психики.

Характер и длительность привыкания детей к новым условиям определяют следующие факторы:

- возраст детей (критическим для привыкания считается первое полугодие второго года жизни);-состояние их здоровья (перенесенные острые заболевания, патология родов, отягощенная наследственность и др.);-инд.-типологические особенности (легче привыкают дети с уравновешенными и подвижными нервными процессами; труднее -те, у кого они слабые, неуравновешенные, малоподвижные);-условия семейного воспитания (организация режима дня дома, жилищно-бытовые условия, состав семьи и пр.);-наличие или отсутствие тренировки нервной системы детей к новым условиям.

Рекомендации по обеспечению привыкания детей к условиям дошкольного учреждения:

-постепенное комплектование групп;

-окружение вновь поступивших детей особенным вниманием, лаской и заботой со стороны воспитателя;

-рекомендация родителям в первые дни оставлять ребенка в яслях только на время одного бодрствования;

-в первые дни пребывания ребенка в яслях не должно быть травмирующих мероприятий (например, прививок);

-сохранение привычек, даже отрицательных, которые сформировались у ребенка дома;

- разрешение родителям присутствовать некоторое время в группе, принести ребенку из дома любимую игрушку;

-установление единства воспитания в семье и в яслях.

Работа с родителями в этот период: через индивидуальные беседы, консультации, памятки родители получают рекомендации по организации жизни ребенка в подготовительный период; они знакомятся с методикой кормления, сна; получают советы по формированию навыков самообслуживания, развитию предметных и игровых действий, расширению опыта общения; воспитатели изучают индивидуальные особенности и привычки детей, условия их жизни в семье