№ 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
Процесс обучения – целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников, их воспитания и общего развития.
В понятие обучения уже стали включать два компонента: преподавание (деятельность учителей по организации усвоения учащимися материала) и учение (деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний).
Понятия и определения постоянно совершенствуются – жизненная необходимость.
Процесс обучения является одним из компонентов целостного педагогического процесса и рассматривается как способ получения систематического образования. Процессу обучения присущи свойства педагогического процесса: систематичность, планомерность, целенаправленность, организованность, продолжительность. Обучение как процесс имеет и специфические свойства:
обучение является специфически организованным процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности. Обучение один из видов познания, который управляется педагогом.
познание в обучении четко оформлено в особый, присущий только человеку процесс обучения.
обучение всегда идет в общении. Весь процесс обучения осуществляется с помощью слова.
обучение как процесс имеет задачную структуру.
ученик – активный участник процесса обучения, его субъект.
обучение не просто передача знаний, это всегда взаимодействие.
Задачи:
возбуждение у ребят потребности в познании
организация познавательной деятельности школьников
вооружение ЗУНами
формирование мировоззрения
формирование творческой личности
развитие творческих дарований и способностей
развитие мышления
Особенности обучения:
деятельностный характер
мировоззренческая направленность
развитие способностей
личностный характер, личностно-ориентированное обучение
Сущность обучения – то, что отражает внутренние связи этого процесса, выраженные в закономерностях и принципах обучения.
Сущность характеризуется: активностью, движущими силами.
Подходы к сущности обучения:
социологический – сущность в передаче социального опыта подрастающему поколению
психологический – основывается на психологической теории усвоения знаний и умений, развитие личности; особую роль играют учения Выгодского о зоне актуального и ближайшего развития
педагогический/дидактический подход – сущность в раскрытии и соблюдении последовательности этапов усвоения знания и организации соответствующих этапов, видов деятельности
Движущей силой обучения является разрешение противоречий между:
потребностью и возможностью – потребность общества в хороших, умных, деятельных специалистах и уровнем их подготовки.
подготовленной целью, которую надо достичь и уровнем подготовки школьника по достижению ее
жизненным опытом и новыми научными знаниями
Разрешение противоречий – цель.
Функции обучения:
образовательная – усвоение научных знаний, формирование специальных и обще учебных умений и навыков
воспитательная – формирует мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические представления, взгляды, убеждения; осуществляется с помощью специфической организации общения учителя с обучаемым. Единство воспитательной и образовательной функции в том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов – методов воспитания, а сами методы воспитания – в роли методов стимулирования учения.
развивающая. Функция развития является следствием образовательной и воспитательной функции обучения.
Обучение всегда носит развивающий характер
Закономерности обучения:
зависимость цели и содержания образования, методов обучения от уровня экономического развития общества
развивающий характер обучения
ведущая роль познавательной деятельности и общения
единство потребностно - мотивационной сферы и учебно-познавательной активности учащихся
Направленность обучения на решение задач разностороннего и гармоничного развития личности.
Принципыобучения – исходное положение, которое лежит в основе содержания, организации и проведения процесса обучения; между принципами существуют тесные внутренние связи:
научность
доступность
воспитательность
наглядность
прочность усвоения знаний
связь теории и практики
природосообразность
систематичность
Воспитание в процессе обучения связано с изучением личности человека, его природы.
Воспитание в процессе обучения обеспечивается:
содержанием
методами проведения занятий
личностно-ориентированным обучением на уроке, связанным с двумя процессами: индивидуализация идифференциация
личным примером учителя
Этапы усвоения материала школьниками:
1. постановка познавательной задачи (можно сделать любым способом)
2. восприятие (с помощью органов чувств – представление)
3. осмысление (обобщение с помощью мышления)
4. закрепление (с помощью памяти)
5. применение ЗУНов на практике
6. анализ
- № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.
- № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса.
- №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
- № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
- № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
- № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
- № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
- № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
- №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
- № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
- № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
- № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
- № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
- № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
- № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
- № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
- № 22. Ктд, ее специфика и технология
- № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
- № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
- № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
- № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
- № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
- № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
- № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
- № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
- № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
- № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
- № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
- № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
- № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
- № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
- № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- № 41. Методы обучения
- № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
- № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.