logo search
гос / Gosy / Государственный экзамен по педагогике

№ 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы

Процесс обучения – целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников, их воспитания и общего развития.

В понятие обучения уже стали включать два компонента: преподавание (деятельность учителей по организации усвоения учащимися материала) и учение (деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний).

Понятия и определения постоянно совершенствуются – жизненная необходимость.

Процесс обучения является одним из компонентов целостного педагогического процесса и рассматривается как способ получения систематического образования. Процессу обучения присущи свойства педагогического процесса: систематичность, планомерность, целенаправленность, организованность, продолжительность. Обучение как процесс имеет и специфические свойства:

  1. обучение является специфически организованным процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности. Обучение один из видов познания, который управляется педагогом.

  2. познание в обучении четко оформлено в особый, присущий только человеку процесс обучения.

  3. обучение всегда идет в общении. Весь процесс обучения осуществляется с помощью слова.

  4. обучение как процесс имеет задачную структуру.

  5. ученик – активный участник процесса обучения, его субъект.

  6. обучение не просто передача знаний, это всегда взаимодействие.

Задачи:

Особенности обучения:

Сущность обучения – то, что отражает внутренние связи этого процесса, выраженные в закономерностях и принципах обучения.

Сущность характеризуется: активностью, движущими силами.

Подходы к сущности обучения:

Движущей силой обучения является разрешение противоречий между:

Разрешение противоречий – цель.

Функции обучения:

Обучение всегда носит развивающий характер

Закономерности обучения:

  1. зависимость цели и содержания образования, методов обучения от уровня экономического развития общества

  2. развивающий характер обучения

  3. ведущая роль познавательной деятельности и общения

  4. единство потребностно - мотивационной сферы и учебно-познавательной активности учащихся

Направленность обучения на решение задач разностороннего и гармоничного развития личности.

Принципыобучения – исходное положение, которое лежит в основе содержания, организации и проведения процесса обучения; между принципами существуют тесные внутренние связи:

Воспитание в процессе обучения связано с изучением личности человека, его природы.

Воспитание в процессе обучения обеспечивается:

Этапы усвоения материала школьниками:

1. постановка познавательной задачи (можно сделать любым способом)

2. восприятие (с помощью органов чувств – представление)

3. осмысление (обобщение с помощью мышления)

4. закрепление (с помощью памяти)

5. применение ЗУНов на практике

6. анализ