2. Система специального школьного образования лиц с опфр.
В зависимости от физических и (или) психических нарушений развития детей с ОПФР в нашей республике созданы и действуют следующие типы специальных учреждений образования:
-
специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты) для детей с нарушениями зрения;
-
специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (с русским и белорусским языком обучения);
-
специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты) для детей с нарушением слуха (первое и второе отделения);
-
специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты) для детей с тяжелыми нарушениями речи (с русским и белорусским языком обучения);
-
специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
-
вспомогательные школы (школы-интернаты), имеющие первое и второе отделения для детей с диагнозом «интеллектуальная недостаточность» (с русским и белорусским языком обучения);
-
центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
В этих учреждениях общее среднее образование получают учащиеся с особенностями психофизического развития, имеющие соответствующие возможности, способности, индивидуальные образовательные запросы. На этой ступени образования обеспечивается личностное и профессиональное самоопределение, максимальная социализация выпускника.
Состав учебных предметов в этих учреждениях определяется образовательным стандартом в зависимости от возможностей освоения содержания учебных предметов отдельными категориями лиц с ОПФР.
Содержание специального образования направлено на повышение качества жизни учащихся с ОПФР, их социальное развитие, ознакомление с окружающим миром, максимально возможное включение в социальное и социально-эмоциональное взаимодействие, формирование жизне-способной личности, готовой к активному участию в социальной практике, жизнедеятельности в обществе.
Изучение учебных предметов в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) всех видов и в первом отделении вспомогательной школы (школы-интерната) осуществляется на базовом уровне, который предусматривает минимально необходимый объем содержания учебного материала. Требования к усвоению учебного материала задаются как планируемые результаты обучения в системе знаний, умений, разнообразных способов учебной деятельности, достижение которых гарантируется учащемуся в рамках учебных часов, отводимых учебным планом специального образования.
Изучение учебных предметов во втором отделении вспомогательных школ (школ-интернатов и реабилитации осуществляется в системе знаний об окружающем мире, доступных для освоения учащимися, навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков в рамках учебных часов, отводимых учебным планом соответствующего вида специального учреждения образования.
В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ведущей является деятельность, обеспечивающая поступательное социокультурное развитие учащегося путем целенаправленной передачи ему системы ценностей, правил поведения, навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков, знаний и умений коммуникации в целях его социальной адаптации и включения в жизнь общества.
Создание равных условий для получения специального образования учащимися с ОПФР в соответствии с состоянием их здоровья обеспечивается установлением базового уровня изучения учебных предметов в совокупности с системой коррекционных занятий и для отдельных категорий учащихся с ОПФР – факультативных занятий.
Например, в составе содержания специального образования учащихся с нарушениями зрения выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика. Астрономия», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение. Черчение», «Адаптивная физическая культура и здоровье», а также следующие коррекционные занятия: «Развитие зрительного восприятия», «Развитие познавательной деятельности», «Пространственное ориентирование и мобильность», «Социально-бытовая ориентировка», «Социальное ориентирование», «Современные средства коммуникации», «Ритмика и танец».
Срок получения специального образования на уровне общего среднего образования зависит от возможности освоения его содержания учащимся, от структуры и степени тяжести их физических и (или) психических нарушений и составляет:
общего базового образования:
для учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха, – 9 лет;
для учащихся с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – от 9 до 10 лет;
для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, для учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), для учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха, – 10 лет;
общего среднего образования:
для учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, – 11 лет;
для учащихся с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – от 11 до 12 лет;
для учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, – 12 лет;
общего среднего образования в вечерних школах, вечерних классах:
для учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, – 12 лет;
для учащихся с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – от 12 до 13 лет;
для учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, – 13 лет.
Выпускники учреждений, обеспечивающих получение специального образования, за исключением выпускников вспомогательных школ (школ-интернатов), центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, успешно прошедшие итоговую аттестацию за период обучения на III ступени общего среднего образования, получают аттестат об общем среднем образовании, или аттестат об общем среднем образовании (особого образца с награждением золотой медалью), или аттестат об общем среднем образовании (особого образца с награждением серебряной медалью).
Выпускники вспомогательных школ (школ-интернатов), центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, закончившие обучение в названных учреждениях образования, получают свидетельство о специальном образовании.
Для обучения детей с особенностями психофизического развития в возрасте 6–7 лет (для детей с умственной отсталостью – 7–8 лет) вводится подготовительный класс. Разрабатываются учебные программы для подготовительного класса специальных школ, обеспечивающих цензовое образование. Для подготовительного класса детей с умственной отсталостью создаются оригинальные коррекционно-развивающие программы.
Начальный этап специального школьного образования предусматривает наличие пропедевтического периода, использование игры в качестве доминирующей формы организации обучения детей в этом возрасте. Образовательные области способствуют освоению окружающей действительности, формированию и развитию практических умений и навыков чтения, письма, счета.
Школьники овладевают основами учебного труда, системой начальных знаний по языку и математике, учатся планировать свою деятельность, организовывать ее с целью достижения определенного результата, начинают осознавать сущность изучаемых явлений, приобретают навыки общения в процессе совместной деятельности.
Реформированное содержание начального обучения обеспечивает усвоение наиболее общих принципов, универсальных законов природы и человеческого бытия. Содержание учебных предметов разгружается от второстепенного материала, преодолевается его теоретизация и детализация. Учащимся предъявляются требования, адекватные их познавательным возможностям. У школьников пробуждается и развивается интерес к учению, преодолевается негативное отношение к школе, учебной деятельности.
Школьники с тяжелыми и множественными нарушениями обучаются по индивидуальным программам, если основное содержание тех или иных учебных предметов недоступно. Обучение осуществляется соответственно возможностям школьников и в целях их социализации. Индивидуальные программы составляются учителями-дефектологами, согласуются с родителями, утверждаются руководителем учреждения, на базе которого открыты классы для этой категории детей, и корректируются в конце каждого учебного года. Особое значение на начальном этапе приобретает социализация, включение в посильную трудовую деятельность, формирование обобщенных трудовых умений. Воспитательный процесс отражает приоритетность формирования бытовых навыков, культуры здорового образа жизни, субъектного воспитания.
Для укрепления физического здоровья детей младшего школьного возраста объединяются усилия учителей, воспитателей и родителей в целях восполнения дефицита двигательной активности, коррекции и развития общей и мелкой моторики, профилактики нарушений осанки, зрения, опорно-двигательного аппарата, предупреждения простудных заболеваний. Занятия по физической культуре проводятся с учетом состояния здоровья детей и решения коррекционно-реабилитационных задач.
Образовательный процесс в начальном звене включает решение коррекционных задач. Содержание коррекционных занятий определяется структурой нарушения, иерархией психических функций, их ролью в интеллектуальном развитии школьника. Коррекционные занятия применительно к различным категориям детей с особенностями психофизического развития позволяют корригировать познавательную деятельность (ощущения, восприятие, представления, мышление, речь, память, внимание), моторику, пространственную ориентировку, личностные качества. У учащихся формируются специфические средства общения (невербальные и вербальные), корригируется социально-бытовая ориентировка.
Коррекционные занятия основываются на системно-структурном подходе к преодолению имеющегося нарушения, комплексности и поэтапности проводимой работы. На коррекционных занятиях обеспечивается полимодальная афферентация (использование слухового, зрительного, вкусового и обонятельного анализаторов, кинетического и кинестетического подкрепления), что позволяет реализовать коррекционные задачи и расширить возможности преодоления нарушений психофизического развития.
Коррекционные занятия тесно связаны с уроками по общеобразовательным предметам и, как правило, ведутся на программном материале. Формой организации коррекционной работы могут быть индивидуальные, групповые, фронтальные занятия.
В процессе коррекционной работы на логопедических занятиях у детей с тяжелыми нарушениями речи формируются умения в разных видах речевой деятельности (аудирование, устная речь, письменная речь). На занятиях по лечебной физкультуре и логоритмике обеспечивается коррекция нарушений физического развития, формируется правильная осанка, ритмичность движений, развиваются основные физиологические системы организма, предупреждается появление вторичных нарушений. У учащихся в результате планомерной и системной коррекционной работы преодолеваются недостатки двигательных умений и навыков функционального характера, повышаются объективные показатели физической подготовленности.
Коррекционно-педагогическое воздействие на детей с нарушениями зрения предполагает применение корригирующих и тифло-технических средств. Обеспечивается компенсация слепоты за счет усиления функций сохранных анализаторов, коррекции познавательной деятельности, физического развития, формирования умений ориентироваться в пространстве, коррекции социально-бытовой ориентировки. Учащиеся включаются в наглядно-практическую и предметно-практическую деятельность, учатся использовать ориентировочные сигналы от сохранных анализаторов, усваивают правила ориентировки в любом пространстве. Проводимая работа содействует мобильности учащихся, их подготовке к независимой жизнедеятельности.
Специальные образовательные и коррекционные услуги глухим детям гарантируют усвоение содержания образовательных программ, получение образования на основе словесного и жестового языка, развитие умений социальной коммуникации. Билингвистический подход в обучении отражает право глухих на собственную культуру и собственный жестовый язык.
Коррекционно-реабилитационная работа обеспечивает развитие жестовой речи, овладение словесной речью, использование остаточного слуха на основе привлечения сурдотехнических средств. Коррекция социально-бытовой ориентировки и овладение навыками устной речи позволяют глухим и слабослышащим успешно интегрироваться в социум.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение поведения, требует учета личностных особенностей, обусловленных психофизическими отклонениями и деструктивным влиянием неблагоприятного социального окружения. Определяются механизмы взаимодействия личностных образований и социально-психологических условий. Коррекционная работа включает нормализацию социального статуса ученика, формирование у него адекватной самооценки, социальных установок и ценностных ориентации, развитие рефлексии, включение в деятельность и общение, связанные с социально-положительными интересами.
Учащиеся, которые по состоянию здоровья или степени выраженности нарушения, не в состоянии усвоить программный материал начального этапа обучения, получают коррекционно-образовательные услуги по гибким, индивидуальным программам.
Отдельные категории детей с тяжелыми психофизическими нарушениями обучаются дома в соответствии с учебными планами для индивидуального обучения больных детей и детей с особенностями психофизического развития. Обучение регулируется Инструкцией по организации индивидуального обучения на дому больных детей, детей с особенностями психофизического развития и детей-инвалидов (Государственная регистрация от 26 сентября 1995 г. N 1082/12).
Образование для учащихся с умственной отсталостью обеспечивает относительную завершенность образования, подготовку к осознанному выбору будущей сферы профессиональной деятельности.
Содержание обучения в старших классах школ позволяет максимально учитывать своеобразие развития учащихся, их возможности в овладении учебным материалом. В программах реализуется практико-ориентированный характер обучения и его коррекционно-развивающая направленность, предусматривается разноуровневость по степени сложности содержания изучаемого материала. Содержание обучения определяет подходы к познанию человеком окружающей действительности и задачи его подготовки к функциональной деятельности. Исходным является признание того, что важнейшим показателем образованности человека становится его способность ориентироваться в окружающем мире, определять, какие сведения в данной ситуации ему необходимы и где их можно находить.
Базовое образование отражает стремление к созданию единого образовательного пространства с общеобразовательной школой и в то же время предоставляет возможность варьировать его структуру и содержание, исходя из возможностей учащихся с особенностями психофизического развития.
- Тема 1. История становления специального образования
- 1. Теоретические предпосылки возникновения коррекционной педагогики. Развитие лечебной коррекционной педагогики в Западной Европе (XVII–хх вв.)
- 2. Лечебно-просветительские учреждения в России XVIII–начало хх вв. Родоначальники российской коррекционной педагогики.
- 3. Развитие коррекционной педагогики в России в первые десятилетия советской власти. Педология как психолого-педагогическое эволюционное направление.
- 4. Развитие коррекционной педагогики после 1950-х гг.
- Тема 2. Коррекционная педагогика: предмет, задачи
- 3. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Коррекционная педагогика как научная отрасль. Предмет и задачи коррекционной педагогики.
- 2. Источники развития коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими педагогическими науками.
- 3. Основные положения коррекционной деятельности.
- Тема 3. Понятийный аппарат коррекционной педагогики
- 4. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Категориальный аппарат коррекционной педагогики.
- 2. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка.
- Медико-психотерапевтический контекст терминологии коррекционной педагогики.
- Тема 4. Принципы, методы, средства обеспечения коррекционно-направленного образовательного процесса
- Рекомендуемая литература
- Принципы коррекционно-педагогической деятельности.
- 2. Принципы гуманистической педагогики в коррекционной работе.
- 3. Общие методы коррекционной работы, их характеристика.
- 4. Специальные методы педагогической коррекции. Методы лечебно-коррекционной работы.
- 5. Методы арттерапии в коррекционно-педагогической работе.
- Тема 5. Система специального образования на современном этапе
- 1. Дети-инвалиды и дети с опфр как субъекты системы специального образования в Беларуси.
- 2. Специальные (коррекционные) учреждения образования: виды, задачи, нормативно-правовые основы функционирования.
- 2. Организация системы специального образования.
- 4. Формы получения специального образования.
- Тема 6. Ранняя педагогическая помощь и дошкольное образование
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 1. Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Методологические основы системы ранней помощи.
- 2. Программа и содержание ранней комплексной помощи.
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 4. Содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
- Тема 7. Система школьного и профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития
- 1. Законодательные акты, закрепляющие право на общее и профессиональное обучение лиц с ограниченной работоспособностью.
- 2. Система специального школьного образования лиц с опфр.
- 3. Особенности процесса обучения во вспомогательной школе.
- 4. Система трудового обучения детей во вспомогательной школе как основа их профессиональной подготовки.
- 5. Система профессионального образования лиц с опфр.
- Тема 8. Интегрированное обучение и воспитание. Проблема школьной адаптации
- 1. Современные подходы к интеграции обучения и воспитания в международном образовательном пространстве и в Республике Беларусь.
- 2. Интеграция в сфере дошкольного образования.
- Примерный учебный план группы интегрированного обучения и воспитания
- 3. Интегрированное обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования.