5.7. Антитеза разумности и неразумности
Позитивно оценивают все формы и проявления разума. Среди них: глубокий разум - акъыл куу, острый - акъыл жан, добродетельный - акъылыфIэ, устоявшийся - акъыл гъэтIылъа (акъыл тIыса), хорошо скоординированный - акъыл зэтет и др. Неразумность предстает обычно в виде разума, имеющего тот или иной дефект, ср.: акъыл ныкъуэ - "половинчатый разум", акъыл кIэщI - "короткий разум (ум)", акъыл пхэнж - букв.: "кривой разум" и т. д.
В восприятии жизни между разумными и неразумными существенная разница. Отсюда мотив диаметрально противоположных действий и реакций в одних и тех же условиях, ср.: Губзыгъэм и гуIэгъуэр делэм и гуфIэгъуэщ - "Горе для умного, радость для дураков"; АкъылыфIэм еухуэ, акъылыншэм екъутэ - "Разумный строит, неразумный разрушает". Подчеркивается, кроме того, что разумным приходится исправлять ошибки неразумных, ср.: Делэм зэхибзар, губзыгъэм зэхехыж - "Дурак затевает, умный расхлебывает"; Делэр бгъакIуэмэ, укIэлъымыкIуэжу хъуркъым -"Глупца по делу пошлешь, придется вслед за ним самому идти". Неразумность является источником аномии и девиантного поведения, представляет большую опасность для общества. Разговор о том, что люди теряют голову, стали несдержанны и неблагоразумны, алчны и неблагодарны, заканчивается обычно заключением: Дуней къутэжыгъуэр къэсагъэнущ - "Видимо, настал конец света". Так же, как и другие народы, адыги связывают апокалипсис с возрастанием неразумности и падением нравов.
Прочно утвердилась мысль о несовместимости разумных и неразумных. Отсюда идея дистанцирования от глупцов, а точнее - специфического обхождения с ними. Говорят: Дэлэм уэ фIэкI, губзыгъэр езыр къыпфIэкIынщ - букв.: "Глупца обойди, а умный обойдет тебя сам". В том же направлении действуют наставления типа: Делэ пэшэгъу умыщI - "С глупцом не водись"; Делэм зэпумыщIэ - "С глупцом не связывайся"; Делэм уи пыIэ eти блэкI - "Приставшему глупцу шапку отдай и уйди".
Понятно, что это "обходительность" или экзокоммуникация особого рода - негативная, основанная на неприязни, а порой и на страхе, ибо неразумный, как было сказано, опасен - способен расстроить дела, дискредитировать самые лучшие идеи и начинания. Говорят, что даже в качестве врага предпочтительнее иметь умного человека, нежели глупца, ср.: Делэ благъэ нэхърэ, акъыл зиIэ бий - "Лучше разумный враг, чем глупый товарищ"; Акъыл зиIэм и хьэ сыкъишх - "Да укусит меня собака разумного человека, но не коснется дружба неразумного". Самые большие опасения вызывают так называемые "умные и корыстолюбивые дураки" - делэ бзаджэ. Недаром говорят: Делэ бзаджэ нэхърэ делэ дыдэ - "Круглый дурак предпочтительней умного глупца".
Все же контактов с глупцами не избежать. Поэтому выработался, как отмечалось, определенный стиль взаимодействия с ними, который можно назвать осторожной обходительностью. За внешней вежливостью, свойственной этой манере поведения, желание освободиться от глупца, не давая повода для сближения и контактов.
Замечают, что эта позиция уязвима, что она граничит с попустительством, пользуясь которым неразумные, но ловкие, нечистоплотные люди становятся "хозяевами жизни", а разумные остаются не у дел. Но обычно и к этому относятся философски: не питая иллюзий насчет всеобщей справедливости, но полагаясь на превосходство и победу разума. Считается, что в конце концов жизнь расставит все на свои места. И это тоже элементы традиционного образа мыслей, складывавшегося веками опыта самосохранения и выживания. Адыгская этика несовместима с "философией" неудачника, который во всех своих промахах и бедах винит других.
- Бгажноков б.Х. «Адыгская этика» Оглавление
- Предисловие
- Глава 1. Реальность адыгской этики и этическая антропология
- 1.1. Адыгство как компонент традиционной соционормативной культуры
- 1.2. Этнический кризис и габитус адыгства
- 1.3. Материал, методика и методология исследования адыгской этики
- 1.4. Адыгство в свете принципов этической антропологии
- Глава 2. Адыгская этика как система
- 2.1. Адыгство и жизненный мир личности
- 2.2. Пять постоянств адыгской этики
- 2.3. Системные связи моральных принципов
- 2.4. Общеадыгская и рыцарская этика. Уэркъыгъэ
- 2.5. Организационное единство адыгагъэ и адыгэ хабзэ
- 2.6. Типология адыгства. Адыгагъэ и апсуара
- 2.7. Кризис традиционной соционормативной культуры
- Глава 3. Человечность - цIыхугъэ
- 3.1. Природа и долг человечности. Категория "хьэтыр"
- 3.2. Идея благотворенияи спасения души - псапэ
- 3.3. Эмпатия - гущiэгъу
- 3.4. Нравственное внимание - гулъытэ
- 3.5. Нравственное воспоминание - гукъэкi
- 3.6. Благодарность - фiыщiэ
- Глава 4. Почтительность - нэмыс
- 4.1. Природа и функции адыгской почтительности
- 4.2. Адыгский этикет - адыгэ щэнхабзэ
- 4.3. Этический иммунитет личности - цiыхум и нэмыс
- 4.4. Антитеза этикетной и неэтикетной личности
- 4.5. Диалектика уважения и самоуважения
- Глава 5. Разум - акъыл
- 5.1. Нравственная ориентация ума
- 5.2. "Искусство находиться среди людей" - цiыху хэтыкiэ
- 5.3. Социализация разумности
- 5.4. Нравственное понимание - зэхэщiыкi
- 5.5. Правильная самооценка и долг благоразумия
- 5.6. Чувство меры - мардэ
- 5.7. Антитеза разумности и неразумности
- Глава 6. Мужество - лъыгъэ
- 6.1. Нравственный пафос мужества
- 6.2. Естественные и культурные детерминанты мужества
- 6.3. Виды мужества
- 6.4. Доблесть - хахуагъэ
- 6.5. Стойкость - къамыланджэ
- 6.6. Толерантность - тэмакъ кiыхьагъэ
- 6.7. Мужество-благородство - лiыфiыгъэ
- Глава 7. Честь, совесть, репутация - напэ
- 7.1. Общие представления о чести
- 7.2. Психология и психофизиогномика чести и стыда
- 7.3. Понятие о непристойном и пристойном - емыкiу, екiу
- 7.4. Этический страх - шынэ-укiытэ
- 7.5. "Лицо" в контексте представлений о моральной идентичности
- Глава 8. Социальное распределение адыгства
- 8.1. Формирование базовой личности
- 8.2. Этика как доминирующая тема адыгской цивилизации
- 8.3. Абсолютная ценность и религиозный статус адыгства
- 8.4. Адыгство в динамике конструирования социальной реальности
- 8.5. Объективация и легитимизация адыгской этики