logo search
гос / Gosy / Государственный экзамен по педагогике

№ 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики

Проблемное О– заключается в создании проблемных ситуаций, осознании и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учителя и учащихся, включающее формирование проблем, выдвижение гипотез, проверку решений, систематизацию и закрепление приобретенных знаний.

Проблемная ситуация– ситуация познавательного затруднения, познавательной проблемы, вовлекающая учащихся в самостоятельное познание новых тем.

Проблема– познавательная задача, решение которой не м/б достигнуто с помощью имеющихся знаний и требует определенных действий по приобретению новых знаний.

Проблема–это логическая задача, которая м/б решена с помощью дальнейшего исследования. (не имеет стандартного решения)

Учебная проблема связана с познавательными потребностями, мотивами и означает переход от эмпирического уровня знаний(усвоения) к теоретическому. Любая проблема включает в себя противоречие, оно побуждает поиск решения.

Цель проблемного О– сформировать качества творческой Л:

При традиционном О преподаватель излагает «готовые» знания, а при проблемном О учащиеся самостоятельно добывают и усваивают новые знания под руководством учителя. Испытывая затруднения в решении задачи школьники ощущают настоятельную необходимость в поиске и получении новых знаний.

Формы выражения проблемы:

Проблема должна быть трудной но посильной. Проблемное О– оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деят-ти по передаче и усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления, это дидактический подход, учитывающий-е мыслительной деятельности субъекта.

Деятельность учителя при проблемном О включает:

Методы проблемного О:

  1. Проблемное изложение(монолог): учитель излагает решение проблемы, показывает как ее решатьтворческое мышление

  2. Частично-поисковый(диалог): учитель приобщает уч-ся к самостоятельному решению отдельных проблем, стимулирует выполнение отдельных шагов решения отд-х этапов исследования. Дети решают не всю а часть проблемы.

  3. Исследовательский(проблемная ситуация существует объективно): ученики самостоятельно выдвигают проблему. Сложный метод! (когда есть какие то условия, окр.среда)

Проблемное О все больше становится традиционным. Организует активную самостоятельную деятельность учащихся, развивает мыслительные способности.

Этапы:

В информатике: задачи играют важную роль! Обучение через ошибки – С.М Окулов (книжки)

«-» проблемного О:долгое по времени.