Тема 6.9. Проектные технологии
Назначение проектных технологий на организационном, основном этапе управления социально-культурными процессами. Роль проектирования и программирования в выработке стратегического разрешения социокультурных проблем и максимального использования существующих возможностей и резервов.
Исторические и методологические основания проектных технологий в социокультурной жизни России.
Выбор тематики социально-культурных проектов для досуговой сферы. Обусловленность выбора конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения.
Проект как форма культурной самодеятельности населения, его возрастных, социальных, профессиональных, этнических групп. Право каждого человека или группы людей на участие в конкурсе проектов, в реализации открытого социального заказа и возможности получения международного, регионального или локального (местного) гранта. Необходимость социально-культурного проектирования для использования практически неограниченного потенциала детских, подростковых, молодежных, женских и других «низовых» гражданских инициатив в сфере досуга, самодеятельного творчества, спорта.
113
Разновидности социально-культурных проектов: проекты формирования социально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты досу-говых программ; проекты досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы.
Разработка регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворче-ских, культурно-досуговых и других проектов и программ. Координация на этой основе усилий государственных и негосударственных (общественных, коммерческих и др.) субъектов социально-культурной деятельности.
Выстраивание политики протекционизма по отношению к социально-культурным инициативам, исходящим от различных общественных организаций, групп населения и отдельных граждан.
Разработка социальных гарантий для культуроемких областей функционирования региона: дополнительного образования, эстетического воспитания, профессионального искусства, народного творчества, концертно-зрелищного обслуживания, организации развлечений.
Обязательность «привязки» проекта к конкретным социально-экономическим, демографическим, культурным особенностям региона, образу жизни и традициям его населения.
Анализ собственных возможностей и объективных условий для реализации социокультурных технологий. Характеристика содержания проекта, сути культурного продукта или услуг, предоставление которых является целью проекта.
Разработка и проведение маркетингового исследования по изучению возможного спроса на социокультурные услуги среди сотрудников государственных, муниципальных учреждений и служб; негосударственных общественных формирований; коммерческих структур; отдельных социальных, профессиональных, возрастных, национальных и других групп и общностей.
114
Проектная концепция. Сущность концептуального подхода к обоснованию и оформлению проектной идеи. Проектная идея как отражение содержания социального заказа на проект. Структура построения концепции: характеристика проблем или проблемы; обоснование приоритетных направлений их решения.
Разработка проектной заявки. Структура проектной заявки. Составление паспорта (визитной карточки) проекта, основные пункты визитной карточки. Разработка аннотации заявки на проект. Два варианта аннотации и их особенности. Тренинг по составлению паспорта и аннотации заявки на выполнение проекта.
Подготовка описания проекта. Описание как оформление содержательной части проекта. Описание проекта в форме стартового бизнес-плана. Предусмотренные проектом методы практической деятельности. База, суть мероприятий, их последовательность, сроки реализации, исполнители и соисполнители. Характеристика имеющихся в наличии и запрашиваемых ресурсов. Обоснование выбора проектной стратегии использования ресурсной базы проекта из прочих возможных вариантов. Результат проекта и главные критерии оценки результативности проекта. Сущность мониторинга (сбора сведений) о ходе реализации проекта. Формы отчетности на различных этапах реализации проекта.
Бюджет проекта. План финансирования проекта. Объем стартового финансирования проекта на период его действия. Возможные источники дальнейшего финансирования по окончании проекта. Структура разделов сметы расходов на проектные работы.
Технологии экспертизы проекта. Сущность экспертной деятельности. Официальная и неофициальная экспертиза. Процедура подготовки и проведения экспертизы. Работа с объектом экспертизы. Критерии экспертной оценки социокультурных проектов. Тренинг по экспертированию коммерческих и неприбыльных социокультурных проектов.
Критерии федеральной (общегосударственной) значимости социально-культурных проектов и программ: значи-
115
мость для повышения уровня и качества социально-культурной (образовательной, культурологической, оздоровительной, досуговой и др.) деятельности, развития и популяризации самодеятельного художественного творчества; значимость для обогащения и внедрения новых форм, методов и технологий социально-культурной деятельности; значимость для повышения качества методического обеспечения СКД; уровень инновационности и масштабности проектов и программ; степень полезности опыта реализации проекта или программы для других регионов; потенциал для дальнейшего развития проектной идеи.
Критерии региональной значимости социально-культурных проектов и программ: значимость для сохранения культурной самобытности региона; значимость для ослабления социальной напряженности в регионе; значимость для развития культурных связей региона с другими регионами; значимость для поддержки социально незащищенных слоев населения в регионе.
Критерии осуществимости (реализуемости, результативности) социально-культурных проектов и программ: степень проработанности проекта или программы, их соответствия требованиям, выдвинутым в заявке или в заказе; соответствие содержания проекта или программы поставленным проблемам и целям; разнообразие источников финансирования; уровень поддержки проектов и программ со стороны региональных или местных органов управления; организационно-управленческий потенциал руководителей, занимающихся разработкой и реализацией социально-культурных проектов и программ (их административные способности, результативность текущей деятельности); сформированность материально-технической базы для реализации проекта или программы.
Критерии эффективности реализации социально-культурных проектов и программ: оправдывает ли размер совокупных (из всех источников) затрат получаемый от проекта (или программы) социально-культурный эффект; какова
возможная степень окупаемости затрат (высокая, средняя, низкая).
Внедрение проекта. Характер и последовательность операций на исполнительско-внедренческом этапе проектирования.
Промоутерская деятельность по формированию общественного мнения и созданию паблисити для проекта. Меди-апланирование и тренинг по разработке и реализации меди-апланов и других акций по рекламно-информационному обеспечению проектов.
Заключение договоров на реализацию региональных и локальных программ и проектов. Тренинг по разработке мастер-плана по ресурсному обеспечению проекта.
Общественная презентация социокультурных проектов. Функции практического менеджмента и маркетинга в процессе реализации социокультурных проектов и программ. Тренинг по закреплению навыков менеджмента в работе по реализации проектов и программ.
Практическая реализация. Деловая игра по анализу хода реализации и корректировке проекта в соответствии с обнаружившимися просчетами.
Деловая игра по закреплению навыков в области маркетинговых исследований в сфере социокультурного проектирования.
Разработка организационного и финансового планов реализации проекта. Подготовка юридической схемы его реализации.
Оценка реализации проектов и программ, их влияния и эффективности по П.Росси и Г.Фримэну (К.О551 Ре1ег Н. апс! Ргеетап Но\уагс1 Е. ЕуаЬайоп: А 8у51етайс АрргоасЬ: 5(Ь ее!. — Са1. 1993. —Р. 34-41).
Является ли проект (программа) достаточно эффективным, чтобы достичь намеченных целей?
Не существует ли возможность объяснить результаты реализации проекта (программы) действием некоторых дру-
116
117
гих альтернативных процессов, не предусмотренных проектировщиком?
Не спровоцирует ли проект (программа) какие-либо неожиданные последствия?
Какова стоимость оказания услуг и льгот участникам проекта?
Обеспечивает ли предложенный проект (программа) более эффективное использование имеющихся ресурсов по сравнению с вероятными альтернативными путями их применения?
Цель проектной заявки: дать для донора всю необходимую информацию о проекте.
Заполнение титульного листа — визитной карточки проекта. Броскость и краткость названия проекта. Возможное наличие подзаголовка.
Автор, авторская группа или организация-исполнитель проекта. Обозначение организации-заявителя и поддерживающей организации. Научный руководитель проекта.
География; район, город, область, где будет проходить работа по выполнению проекта.
Тип проекта (преобладающий):
- долгосрочный или краткосрочный очный (единовре менный);
- коммерческий, полукоммерческий или некоммерче- • ский (благотворительный);
авторитарный или нетиповой (универсальный или уникальный по своему назначению и содержанию); традиционный или нетрадиционный (содержит эле менты инновации);
является составной частью федеральной или регио нальной программы или представляет собой сугубо локальный проект.
Составление аннотации — резюме, повторяющего все части полной заявки. Короткая (абзац до 10 строк) и длинная (до одного листа) аннотации.
Содержание заявки
Введение. Постановка проблемы или обоснование потребности (востребованности) в данном проекте, изложение сути проблемной ситуации.
Цели и задачи проекта. Цель — наиболее общее утверждение, предназначенное для того, чтобы показать тип проблемы, с которой имеет дело проект. Задачи — конкретизированные данные о степени полезности проекта: кто охвачен проектом, что следует изменить, в каком направлении и к какому сроку.
Методы (краткое описание проекта). Подробное описание видов деятельности (мероприятий), которые необходимы для получения желаемых результатов с помощью имеющихся и запрашиваемых ресурсов. Описание методов: что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы (кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социально-демографические) будут привлечены. Какова наша стратегия в достижении желаемых результатов? Почему мы выбрали именно ее и именно эти методы из всех других возможных?
Оценка и отчетность. Оценка результатов проекта, оценка степени эффективности (1). Сбор сведений о ходе реализации проекта на отдельных этапах — оценка хода работы или мониторинг.
Дальнейшее финансирование. Возможные источники финансирования по окончании проекта. Наилучший план будущего финансирования — план, не требующий последующей поддержки от донора.
Бюджет проекта. Разработка сметы расходов, включающей три раздела, оплату труда, основные прямые расходы и непрямые расходы.
119
118
- Тема 3.3. Народная художественная культура и творчество
- Тема 3.4. Образование
- Тема 3.5. Социальная защита и реабилитация
- Раздел IV. Субъекты
- Тема 4.1. Социально-культурная деятельность как система межсубъектных отношений
- Тема 4. 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности
- Тема 4. 3. Социально-культурные институты
- Тема 4. 4. Семья как традиционный
- Практические задания
- Тема 4.5. Общественность в социально-культурной сфере
- Тема 4.6. Социальные общности и "
- Тема 4.8. Средства массовой информации
- Тема 4.9. Отраслевые учреждения и организации
- Раздел V. Ресурсы
- Тема 5.1. Понятие ресурсной базы
- Тема 5.2. Нормативный ресурс
- Тема 5.3. Кадровый ресурс
- Тема 5.4. Финансовый ресурс
- Тема 5.5. Материально-техническая база
- Тема 5.6 Информационно-методический ресурс
- Тема 5.7. Социально-демографический ресурс
- Тема 5.8. Морально-психологический ресурс
- Раздел VI. Социально-культурные технологии
- Тема 6.1. Сущность и классификация
- Тема 6.2. Культуроохранные технологии
- Тема 6.3. Культуротворческие технологии
- Тема 6.5. Образовательные технологии
- Тема 6.6. Социально-защитные технологии
- Тема 6.7. Управленческие технологии
- Практическое занятие
- Тема 6.8. Исследовательские технологии
- Практические задания
- Тема 6.9. Проектные технологии
- Тема 6.10. Альтернативные (инновационные) технологии
- Тема 6.11. Коммуникационные технологии
- Тема 6.12. Информационно-рекламные технологии
- Тема 6.13. Этнонаправлвнные технологии социокультурного обмена и сотРуДничества