12. Систематизация
И ОБОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНОГО
КУРСА МАТЕМАТИКИ
Цели систематизации и обобщения школьного
курса математики Формы организации повторения
Приложение 2 ДЕЙСТВУЮЩИЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Окончание табл.
Приложение 3
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
Историко-этимологическая справка
Этимология (от греч. logos — смысл, значение, etymos — истинный, верный) — это наука о происхождении слов. Другое значение слова этимология — происхождение конкретного слова, его изначальный смысл.
Римская нумерация
Приложение 4
НЕМЕТРИЧЕСКИЕ РУССКИЕ ЕДИНИЦЫ
Приложение 5
ТАБЛИЦА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАКОВ И ТЕРМИНОВ
Приложение 6
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ЧИСЛА
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ
N— натуральные числа Z— целые числа Q — рациональные числа R — действительные числа
Приложение 7
АЛГОРИТМЫ. АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИИ
Приложение 8
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ВЕЧЕРОВ
1. Поверхности второго порядка: эллипсоид, гиперболоиды (однополостной, двуполостной), параболоид. Их применение в архитектуре и искусстве.
2. История возникновения многогранников. Вычисление площадей многогранников у древних вавилонян, греков. Площади в «Началах» Евклида.
3 «Коперник геометрии». Жизнь и деятельность Н. И.Лобачевского.
4.«Король математиков» Карл Гаусс.
5. Софья Ковалевская — первая в мире женщина-математик.
6. Леонардо Фибоначчи и его вклад в развитие математики.
7. Геометрические рапсодии.
8. Математические фантазии Эшера.
9. Фалес из Милета — родоначальник греческой философии и науки. Теорема Фалеса.
10. Пифагор — человек или легенда? Союз пифагорейцев. История теоремы Пифагора. Пифагор и музыка. Физика музыкальной гармонии.
11. Удивительный мир симметрии.
12. Народная метрология и календарь. Виды календарей.
13.Леонардо да Винчи. Золотая симметрия.
14. Герон Александрийский. Формула Герона и ее применение.
15.Традиции Востока и Запада в старинных геометрических задачах.
16. Философы-математики: Архимед, Платон, Аристотель.
17.Удивительный мир чисел.
18. Геометрические орнаменты в искусстве восточных мастеров.
19.Века и годы (хронологический справочник по истории математики).
20. История развития понятия числа.
21. От Евклида до наших дней.
22. Время и его измерение.
23. Система мер и способы измерения величин.
24.Путь математики от Декарта до середины ХIХ столетия.
25. Математические чудеса и тайны.
26. Прямые и плоскости вокруг нас.
27. Параллельность, перпендикулярность, расстояния в архитектуре.
28. Тела и поверхности вращения.
29. Конические поверхности.
30. Арифметика - основа развития математики.
31. Что такое функция и как она задается.
Приложение 9 КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Обобщающий урок по темам «Многогранники», «Тела вращения»
Цели:
1. Приведение в систему знаний учащихся по темам «Многогранники», «Тела вращения», систематизация учебного материала по разделам.
2. Отработка понятийного аппарата, определений, символики, формул.
3. Развитие пространственного воображения и пространственного представления учащихся.
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Дидактический материал к уроку
Исследовательская задача
Кроссворд по теме «Многогранники. Пирамида»
По горизонтали: 1. Количество сходящихся ребер у октаэдра. 2. Грань додекаэдра. 3. Боковая грань усеченной пирамиды. 4. Правильный многогранник. 5. Сечение, проходящее через вершину пирамиды и диагональ основания.
По вертикали: 2. Граница многогранника. 6. Правильная треугольная пирамида. 7. Перпендикуляр, опущенный из вершины пирамиды на плоскость основания. 8. Элемент пирамиды. 9. Пирамида, у которой основание — правильный многоугольник, а вершина проецируется в его центр.
Литература: Белл 9.Т. Творцы математики. — М.: Просвещение, 1991; Болгарский Б.В. Очерки по истории математики. — Минск: Высшая школа, 1974; ГлейзерГ. История математики в школе, 9 — X кл. — М.: Просвещение, 1983; Гусев В.А. и др. Внеклассная работа по математике в 6 — 8 кл. — М.: Просвещение, 1977; Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика? — М.: Просвещение, 1967; Левитин К. Геометрическая рапсодия. — М.: Знание, 1976; Матвиевская Т.П. Альбрехт Дюрер — ученый. — М.: Наука, 1987; Таллер.А. Сюрпризы листа Мебиуса // Квант, 1978, № 6; Штейнгауз Г. Математический калейдоскоп. — М.: Наука, 1981; Энциклопедический словарь юного математика. — М.: Педагогика, 1989.
174
Оглавление
Предисловие...............................3
1. Предмет методики преподавания математики............5
2. Цели и содержание обучения математике..............19
3. Принципы и методы обучения математике.............29
4. Формы мышления в процессе обучения математике.......43
5. Формы обучения математике.....................61
6. Задачи как средство обучения математике.............73
7. Деятельность учителя математики..................83
8. Дифференцированное обучение математике............89
9 Прикладная и практическая направленность обучения математике................................99
10. Формирование алгоритмической культуры учащихся......107
11. Контроль знаний по математике..................115
12 Систематизация и обобщение школьного курса математики . 125
13. Технология обучения.........................131
Практические занятия........................141
Контрольная работа..........................151
Экзаменационные вопросы.....................152
Вместо заключения..........................154
Литература...............................155
Приложения..............................157
- 1.Предмет методика преподавания математики
- Математика как наука
- Предмет методики преподавания математики
- Противоречия процесса обучения математике
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 2. Цели и содержание обучения математике
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 3. Принципы и методы обучения математике
- Проблемное обучение
- Аксиоматический метод
- Вопросы для самопроверки
- 4. Формы мышления в процессе обучения математике
- Определение понятия. Виды определений
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 5. Формы обучения математике
- Типы уроков
- Организация урока:
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 6. Задачи как средство обучения математике
- Классификация задач
- 7. Деятельность учителя математики
- 8. Дифференцированное обучение математике
- 9. Прикладная и практическая направленность обучения математике
- 10. Формирование алгоритмической культуры учащихся
- 11. Контроль знаний по математике
- 13. Технология обучения
- 1. Учебные пособия средней школы
- 2. Использованная литература
- 12. Систематизация