logo search
дошкольная педагогика разбитые

Белорусская народная игрушка, её своеобразие и педагогическая ценность.

Целесообразно выделить в отдельную группу Народную игрушку: русскую и белорусскую. Тематика их самая разнообразная, отражает труд и быт народа, его отношение к окружающему, сюжеты сказок.

Особенности этого вида игрушек является выразительность образов, условность, обобщенность, динамичность, демократичность. Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с родиной.

В белорусской народной игрушке проявляются как общие признаки, сближающие ее с игрушками других народов, так и особенные, свойственные только ей: компактность, обобщенность, лаконичность, экономичность, выразительность изобразительных средств. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность. Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработке, собственному прочтению игрушечного образа.

Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяется одна или две важные детали, например, видовые признаки того или иного животного), поэтому она учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.

Белорусская народная игрушка, как правило, небольшого размера, очень удобная в использовании. Функциональность и компактность этой игрушки позволяет детям активно использовать ее. В Беларуси наиболее древняя – глиняная игрушка, изображающая фигурки людей, животных, погремушки. Значительное распространение в народном быту имела деревянная игрушка обычно с интонацией движений или действий. Интересные, оригинальные, с древнейшей истории игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр. В крестьянских семьях использовались игрушки из льна.