logo search
Мод

6.1. Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал

Педагогика высшей школы не может решать свои задачи без такой науки, как психология, которая призвана изучать такие важнейшие вопросы:

– психологию студенчества на различных этапах обучения;

– закономерности развития личности молодого человека в условиях обучения в высшем учебном заведении;

– деятельность умственного аппарата студента в процессе усвоения знаний и умений;

– психолого-педагогические принципы управления учебным процессом в высшем учебном заведении.

Эти и другие проблемы психологического порядка необходимо учитывать во время составления учебных программ, тестов, написания учебников и учебных пособий. Психология помогает педагогам высших учебных заведений преодолеть защитные системы человеческой психики и открыть секреты наиболее рационального обучения.

В современной педагогике и психологии высшей школы эффективно используются следующие теории обучения:

1. Ассоциативная теория обучения.

Методологические основы ассоциативной теории обучения были заложены Джоном Локком (1632–1704), который в своей концепции опытного происхождения человеческого знания ввел термин «ассоциация». Практическое воплощение эта теория получила в классно-урочной системе Яна Амоса Коменского.

Ассоциативная теория лежит в основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, господствующего в традиционной школе. Основные положения ассоциативной теории обучения:

– механизмом любого акта учения является ассоциация;

– обучение всегда начинается с чувственного познания, поэтому своим основанием оно имеет наглядность;

– основной задачей учебной деятельности является обогащение сознания обучающегося образами и представлениями;

– наглядные образы обеспечивают продвижение сознания к обобщениям на основе сравнения;

– основным методом обучения является упражнение, которое формирует умение сравнивать.

Эта теория способствовала разрушению догматического и схоластического обучения, но все же изначально не была ориентирована на развитие творческих способностей учащихся. Поэтому ее недостатком является то, что у студентов на ее основе не формируется опыт творческой деятельности, умение самостоятельно добывать знания, готовность к самостоятельной жизнедеятельности. Ограниченность объяснительно-иллюстрированного обучения отечественная педагогика пытается преодолеть, предлагая такие пути: развитие обучаемости, интенсификация обучения с помощью опорных конспектов, укрупнение дидактических единиц, индивидуализация обучения и др.