№3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
Воспитание – целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на формирование и развитие личности; управление процессом развития личности. Это и процесс и резцльтат.
В – процесс. Он организован и направлен.
определенным образом организует жизнь и деят-ть ребенка
использует важную социальную функцию – общение
отбирает из окружающих условий, материал, который способствует развитию ребенка
организует специальные воздействия, которые нейтрализуют отрицательные условия, негативно влияющие на развитие личности
способно менять влияние среды, т.к. способно создавать и изменять отношение ребенка к окружающей среде
В – целенаправленный процесс формирования личности; выработки в людях качеств, определяющих … типа поведения, обусловленных конкретно-историческими условиями; это организованная педагогом жизнь ребенка на уровне культуры.
Сущность В отражает внутренние связи и отношения, характеризующие процесс В и проявляется в определенных закономерностях и тенденциях.
Особенности процесса В:
двусторонний (воспитатель <–> воспитанник, объективная сторона – нравственные требования к личности и субъективная – собственное отношение ребенка к людям, обществу, труду, овладение общечеловеческими ценностями).
очень длительный
организованный
динамичный (изменяется в зависимости от позиции учителя, методов, техники).
диалектический (изменяется под влиянием целей и задач).
деятельностный (личностью становятся в деят-ти).
индивидуально-творческий.
это система, состоит из компонентов (цель выбор деят-тивыбор общ.)
важно им управлять
противоречивый, т.к. противоречивы учитель, дети.
Противоречия между:
требованиями в школе и дома;
требованиями к ребенку и его потребностями;
новыми сложными задачами и возможностями;
внешними требованиями и внутренним стремлением.
Подходы к процессу В:
гуманистический – приоритет человека перед другими ценностями, приоритетное отношение к его жизни и здоровью, достижение гармонии всех сторон жизни человека; самость; процесс В должен создать условия для саморазвития личности в гармонии с обществом и самим собой. Человекпредоставить выбор отношений, деят-ти, культурных ценностей, социальных и духовных
аксеологический (ценностный) – высшей ценностью является человек. Жизнедеят-ть человека определяется направлению активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, которые составляют культуру личности
Сущность:
необходимое равноправие философских взглядов и ценностей при сохранении развития культурных и этнических особенностей. Равноправие различных точек зрения на образ жизнедеят-ти человека.
равнозначность традиций и творчества взаимообогащающих диалог между традиционалистами и новаторами. Этот подход соединяет теорию и практику. С одной стороны удовлетворение потребностей людей, с другой – решать задачи гуманизации общества.
деятельностный
Структура деят-ти: цель (м.б. принята ребенком)мотивы (интерес, долг, необходимость + отношение к деят-ти)способы, средства, операции, умения, навыки, технологиирезультат (наличие или отсутствие позволяет анализировать деят-ть, осознавать ее результаты и с помощью рефлексии выяснять, как добились этих результатов).
Сущность деят-го подхода– педагогу необходимо организовать учебно-воспитательный процесс, в котором ребенок будет являться активным субъектом деят-ти. Развитие через деят-ть.
личностно-ориентированный – проявляется в отношении к ребенку, как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Педагог для ребенка, а не ребенок для него.
диалогический – детей не надо воспитывать, им надо помогать жить; педагог должен активизировать, стимулировать учащегося к саморазвитию и создает условия для самодвижения ; сотрудничество с детьми, помощь уч-ся, отношения равноправия, партнерства.
культурологический – В понимается как создание нормативных, соответствующих культуре условий жизни ребенка, позитивное влияние на него; нейтрализация негативных проявлений с помощью объяснения.
системный – комплексное изучение пед систем, которые предполагают изучение не какой-то одной стороны пед деят-ти, а рассмотрение явлений как нечто целого.
- № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.
- № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса.
- №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
- № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
- № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
- № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
- № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
- № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
- №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
- № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
- № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
- № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
- № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
- № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
- № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
- № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
- № 22. Ктд, ее специфика и технология
- № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
- № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
- № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
- № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
- № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
- № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
- № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
- № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
- № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
- № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
- № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
- № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
- № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
- № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
- № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- № 41. Методы обучения
- № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
- № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.