logo search
Дети и изобразительное искусство

Рассматривание и восприятие.

В жизни детского сада используются различные картины: иллюстрации в книгах, эстампы, открытки, картины-пособия. Но кроме картин-пособий есть еще живописные картины - написанные художниками профессионалами.

В стенах педагогических училищ, колледжей, вузах студентов обучают методике рассматривания картины, пишут о том, что картину нужно «уметь читать», детально ее рассматривать, анализировать, при этом развивать связную речь. Произведения живописи нельзя «подогнать» к банальному рассматриванию, их необходимо воспринимать. Нужно чтобы ребенок сразу почувствовал картину, художественный смысл, через себя пропустил настроение художника. Нужно, чтобы картина вызвала в ребенке ответное чувство – удивления, радости общения с творчеством художника, чувство гармонии с окружающим миром и, не важно, грустная это картина или веселая. Все равно ребенок должен тянуться к картине. У него должно быть желание еще и еще раз посмотреть картину, поделиться впечатлением

Рассматривание и восприятие два различных процесса.

Рассматривание – это педагогический процесс, а восприятие – чисто психологический. У них разные цели и задачи.

У психологического – развивающие и формирующие.

Вот яркий тому пример. Идет ознакомление детей старшей группы с натюрмортом К. Моне «Охотничьи трофеи». На картине изображены красивые птицы, которых охотник принес с охоты, тут же на стене висит ружье, видна голова собаки. Девочки: Какие красивые птицы. Как они называются? Сообщаю детям названия птиц. И вдруг, до детей доходит, что все птицы мертвые – их убил охотник из этого ружья. Послышались возгласы: плохая картина здесь птиц убили. Мальчики: О, какое ружье, наверное, из него стреляли! Да, вот, сколько птиц застрелил. И собака здесь, она, наверное, птиц подбирала и охотнику носила. Интересная картина.

На протяжении всего вечера картина не оставляла детей равнодушными. Все время около нее кто – то стоял, внимательно смотрел, что – то думал.